Белоусова Татьяна Васильевна
Мы живы до тех пор, пока нас помнят.
Я коренная
режевлянка, родилась и выросла в этом городе. Краеведением, историей города я интересовалась всегда и по роду своей
профессии учителя географии.
15 лет назад я
заинтересовалась историей своей семьи и решила составить генеалогическое древо.
Начала с расспросов тети, родителей и бабушек уже не было, о ее жизни и о жизни
предков, разговаривала с другими родственниками и накопила небольшой материал о
жизни моих ближайших родственников. Начала с фамилии Белоусовых, а в планах
было узнать как можно больше о Коминых. Все мои предки имеют корни в селе
Черемисском.
Мне повезло, в 2003
году я присутствовала на первом организационном собрании родоведов, организованном
Королевым Геннадием Ивановичем, где
получила, как и все присутствующие, основы исследования своей родословной. Начала с изучения литературы – книги Бесовой
о Черемисске, словарь Мосина, там была ссылка на книгу Любимова «Аятская
слобода в конце XXVII – в начале XVIII в.», автор монографии расписал дворы села Черемисского и
всех Белоусовых, кто, чем занимался, кто
был старостой, кучеотсыпным мастером у Демидова. Оказалось, что все они выходцы с низовий Камы и Средней
Волги, из обширного Казанского уезда, в состав которого в XVII в. входил Осинский уезд и уроженцы его:
Кокташевы, Шестаковы, Булдыревы,
Белоусовы, Башковы, три семьи
пришли из Казанского пригорода Кукарки (Кислых, Кукарские). В
Черемиске - деревне над «ключом» в
переписи Л. М. Поскочина (1680 г.) названо 4 двора
Белоусовых. В одном из них и жил основатель моего рода.
Иван Микитин - сын, прозвище Белоусов, родился до
1620 года, крестьянин с. Сыского
Осинского пригородка Казанского уезда.
Как же соединить моих предков,
не хватает одного поколения и снова везение: Михаил Юрьевич Елькин
(председатель УИРО) занимался росписью Белоусовых из Аятской слободы, поделился
своими записями и все.
Затем я обратилась к архивным
источникам, работала в ГАСО (Государственный
архив Свердловской области г. Екатеринбург) на ул. Вайнера.
Всем этим я готова поделиться, и
буду очень рада, если мои находки вдохновят дальних родственников заняться
исследованиями своего рода.
Зачем пишу? Ищу
одно поколение за другим? Почему? Наверное, подошло время и пенсионный возраст.
Пришла пора воспоминаний. Самые дорогие
воспоминания любого человека – воспоминания о своем
детстве, отце, маме, о том беззаботно – радостном восприятии мира, которое
никогда уже не повториться. Да, это так.
Душа просит вернуться в те времена, когда все были живы. Но увы… Вот и
захотелось хотя бы на бумаге сохранить дорогие имена, которые хранились в
памяти моих родных, в моей памяти.
По исследованиям Коминых дошла до середины XVIII века. Остается
открытым вопрос, откуда же в с. Черемисска пришли Комины?
Пожалуй,
с большим основанием можно установить связь
Коминых села Черемисского -
с Комиными Устюжского уезда (так предполагает один родовед из
Вологды). Так как заселение края, в
том числе Перми, происходило с Устюга,
начиная от Ермака, а фамилии, скорее всего,
на Севере России появились в XVI -XVII в. Наши предки долгое время обходились лишь
именами и прозвищами.
Часто крестьян
записывали без фамилий, например,
фамильным прозвищем Комин стали называть неуклюжего, неповоротливого
человека. Вот что написано в словаре Алексея Геннадьевича Мосина «Комин. Кома - (с
ударением на первом
слоге) северо –
двинское прозвище неуклюжего,
неповоротливого человека». По
переписи 1710 года в селе Черемисска не
упоминается фамилия Комины.
Но уже в 1824году насчитывается четыре двора государственных крестьян, где жили
Комины и в списке отставных солдат упоминается Мария Петровна Комина и ее сын
Аркадий.
Смотрим
исповедные ведомости 1824год. Духовная исповедь.
И вот во дворе 150 жил Михаил
Андреевич Комин *1764год (в 1824 году ему было 60 лет) и его жена
Ульяния Андреевна *1777 год(1765)?- 26.07.1838, дети: Наум, Петр, Иван, Марина. Иван Михайлович и является моим прапрадедом.
Теплится надежда, что
среди тех, кто продолжит на Земле род Коминых, будут тоже носители памяти о
своих предках, будут уважать и хранить память о
нашей семье, роде и о нашем происхождении.
Нет,
умершие нас не покидают —
И дед, и прадед, и прапрадед мой,
Пока живу, за мною наблюдают,
Ежесекундно шествуя за мной.
Есть та волна в бушующем просторе,
Где души предков — кровь богов моих.
Разделят радость и спасут от горя,
Покуда сам я не забуду их.
Е. Юшин
Литература:
·
Архив ГАСО. Ф24, О23, Д7168.лист 1807. 1824год.
·
В.А. Любимов «Аятская
слобода в конце XVII – начале XVIII вв.». Историко родословные записи./Составитель В.А. Любимов. Нижний
Новгород.1998г/
·
Алексей Геннадьевич Мосин. Словарь Уральских фамилий.
Издательство
"Екатеринбург", 2000 г.
Белоусова Т.