«Библионочь 2017»
Как провести
«Библионочь 2017»
весело и интересно
Советы по проведению
Дайджест «Как провести «Библионочь 2017» весело и интересно» составлен по материалам профессиональных изданий «Современная библиотека» «Библиотечное дело», «Библиотека» из опыта работы публичных библиотек. В него вощли литературные игры, акции, квесты которые вы можете провести у себя в библиотеке.
При проведениии различных мероприятий пользуется популярностью игра «Экранизации» и её новые формы: «Угадай мелодию» и «Литературные ассоциации». Правила игры таковы: ведущий показывает публике кадр из отечественного или зарубежного фильма, который был экранизирован по литературному произведению. Участники отгадывают название книги и её автора. Игра продолжается не более часа и присоединиться к ней может любой читатель. Участник, набравший наибольшее количество правильных ответов, получает почётное звание «Мозг недели» или «Книжный червь» .
Игры «Угадай мелодию» и «Литературные ассоциации» построены по тому же принципу, что и «Экранизации», только в качестве заданий предложены музыкальные темы и предметы, которые могут вызвать у игроков ассоциации с тем или иным художественным произведением.
Кроме интеллектуального развлечения у игр есть неявные цели – реклама документного фонда библиотек и повышение интереса к литературным произведениям
«Битва читающих», «Эрудит», «Что? Где? Когда?»
Ежегодно более двухсот молодых омичей принимают участие в «Битве читающих», которая не только дарит позитивный заряд, пробуждает желание перечитать вечную классику и обратиться к биографиям авторов литературных шедевров, но и знакомит омскую молодёжь со множеством интересных фактов из мира литературы. Например, теперь омичи знают, что Чехов ласково называл свою жену «крокодил души моей», а Пушкина можно считать предпринимателем, который первым начал получать коммерческую прибыль от публикации своих произведений.
На основе популярных в молодёжной среде игр «Мафия» и «Крокодил» омскими библиотекарями были разработаны их библиотечные версии – «Литературная мафия» и «Литературный крокодил».
Правила в игре «Литературный крокодил», как в обычном «Крокодиле» – не произнося ни звука и не проговаривая слово губами, исключительно жестами, мимикой и движениями за определённый период времени игроку необходимо объяснить своей команде загаданное слово. В «Литературном крокодиле» – это были не просто слова, а названия литературных произведений – русских и зарубежных, фамилии писателей, имена и прозвища литературных героев.
Игра состояла из несколько туров: «Разминка», «Глухой телефон», музыкальный тур, конкурсов «Узнай произведение по иллюстрации» и «Нарисуй писателя».
В «Разминке» участникам необходимо было проявить актёрское мастерство и за 45 секунд успеть показать, как можно больше литературных персонажей таким образом, чтобы команда смогла их узнать и правильно назвать. Игроки поразительно похоже изображали Незнайку, барона Мюнхгаузена, Красную Шапочку, Колобка, Бедную Лизу, Гарри Поттера, Тарзана, кузнеца Вакулу, Отелло. А команды, не переставая, удивляли жюри и ведущих, узнавая в пантомимах Василия Тёркина, Эраста Фандорина, Пьера Безухова, Эллочку-людоедку, Жанну д’Арк и др.
В «Глухом телефоне» только один член команды знал название литературного произведения, которое по очереди друг другу объясняли все игроки. Задание считалось выполненным, если через 90 секунд последний участник команды озвучивал ответ, совпадающий с названием произведения, прочитанным на карточке первым игроком.
Каждая команда выбирала свою стратегию. Победители игры «Литературный крокодил» - команда «Тайна шестой планеты» (ПАО «Сатурн») – сделали ставку на самых догадливых участников, поставив их первыми и последними в своей цепочке. «Мы быстро отгадали первое задание – роман Джека Лондона «Сердца трёх». К сожалению, второе произведение – «Бедные люди» Достоевского – не получилось донести до последнего участника», - рассказал Валерий Жигоцкий, ПАО «Сатурн».
Знание характерных особенностей внешности писателей пригодилось игрокам в конкурсе «Нарисуй писателя». Так, команда «Стальная эскадрилья» (ОАО «Высокие Технологии») по очкам и бородке легко узнала Антона Чехова, а команда «Луковые кольца» (департамент информационной политики Администрации города Омска) – Михаила Лермонтова по его усам.
Музыкальный тур всем участникам игры ещё раз доказал, что классика бессмертна. В массовой культуре и поп-музыке очень часто встречаются названия классических литературных произведений. Библиотекари надеются, что после «Литературного крокодила», слушая песню «Ночь нежна» в исполнении певицы Валерии, игроки будут вспоминать, что так называется классический роман американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и пора прийти в библиотеку за новыми книгами.
«Игра получилось очень живой, весёлой и, в тоже время, познавательной. Было приятно не только угадывать знакомые (и не очень) литературные произведения, но и проявить фантазию, ассоциативное мышление, актёрские способности. В повседневной жизни далеко не каждый день мы применяем эти полезные навыки так активно и с таким удовольствием. Спасибо за интересное мероприятие!» – поделилась Ксения Антошкина, специалист-эксперт пресс-службы Управления ФССП России по Омской области.
Участниками «Литературной мафии» становятся персонажи из известных литературных произведений. Главными мафиози в нашей версии являются: Вито Корлеоне – предводитель мафиозного клана, герой книги Марио Пьюзо, Павел Чичиков из поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души», Родион Раскольников, персонаж романа «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского и другие злодеи литературного преступного мира. Мирные жители – Анна Каренина, Гарри Поттер, Александр Чацкий и др. Участник, который выбывает из игры, озвучивает литературную цитату, написанную на карточке с ролью. Эрудированные в литературе игроки, сразу определяют кто покинул игру – мирный житель или один из отрицательных персонажей.
Библиотечное погружение
Во время квеста предстоит «погружение» в работу всех отделов библиотеки.
В рамках подготовки ведущим стоит определить предмет поиска: Яблоко, шляпа, велосипед и т .д. А дальше задача участников предоставить как можно больше информации о предмете. Например:
- символом чего является яблоко;
- о трех яблоках, которые изменили мир;
- названия песен и сказок;
-в секторе литературы на иностранных языках нашли «яблоко» Стива Джобса;
-в журналах прочитали полезную информацию о витаминах и микроэлементах; Кулинарные изыски, известные фамилии, яболоко в гербе и т.д.
Кроме яблочного погружения в библиотеке прошли и другие: «Червячок», «Бабочка», «Чайка».
И теперь сотрудники библиотеки обращаются к коллегам: «Погружайте и вы ваших читателей в библиотеку!». Подробнее: http://www.library.kherson.ua/ppt/2014/kherson_pogruzhenie.pdf
Есть идея! «Голодные игры» в библиотеке. В ноябре Липецкой областной научной библиотеке исполняется 95 лет. И именно поэтому библиотека решила подарить липчанам новый образовательный квест "Голодные игры». Сюжет таков: далекое будущее, человечество научилось питаться с помощью информации, отказавшись от обычной пищи. Необходимые для питания и жизни «вещества» люди добывают из Интернета, электронных СМИ, электронных книг. Но в результате крупнейшей техногенной катастрофы человечество осталось без электричества. Потеряв доступ к привычным средствам получения информации, люди стали умирать от голода. Все попытки добыть «пищу» обычным путем не увенчались успехом. И тут один из старейших жителей планеты предложил спасительный выход: он напомнил людям о древних хранилищах информации - библиотеках. Заброшенные, покрытые вековой пылью, библиотеки были найдены. В хранилища снаряжается специальный отряд, миссия которого - добыть информацию, способную «накормить» всех жителей планеты. В ходе игры участникам предстоит выполнить задания, связанные с поиском информации: искать ответы на вопросы в каталогах, справочных изданиях, журналах и книгах из фонда библиотеки. Все задания так или иначе будут связаны с жанром антиутопии. Чтобы войти в число храбрецов, желающих спасти человечество от голодной гибели, нужно зарегистрироваться (лично или через Интернет).
Большой интерес вызывают интерактивные игры в библиотеке , игру «Супер-читатель» преднозначена для горожан любого возраста.
Техника проста: на большом стенде последовательно наклеены все буквы алфавита, стрелочки ведут игроков от А до Я. Около каждой буквы перечислены произведения, с неё начинающиеся. Всего на стенде собрано более ста произведений классической и современной литературы для детей и взрослых, все они формируют своеобразную «золотую полку»: книги, которые должен знать каждый. Учитывая, что с некоторых букв названия произведений не начинаются, организаторы использовали это для усиления игрового и воспитательного эффекта. Например, к букве «Й» добавили надпись: «Пролил йогурт на книгу – 3 хода назад», на букву «З» - «Загнул страницу – пропуск хода». Около буквы «Ъ»: «Твердо решил записаться в библиотеку – 1 ход вперед», а рядом с буквой «Ь» - «Мягко посоветовал другу записаться в библиотеку – 2 хода вперёд». Правила просты: участвовать в игре могут от одного до трёх игроков (семей), каждый получает флажок определенного цвета. Игроки поочерёдно бросают кубик, и выпавшая на нем цифра от 1 до 6 означает, сколько шагов может сделать игрок и сколько авторов перечисленных на его пути произведений он должен назвать.
Поистине «брендовым» мероприятием в библиотеки стал День игр, основной его идеей было представить игры во всём их разнообразии: настольные игры, игровые приставки, ролевые игры «Мафия», «Подземелья и драконы», интеллектуальные игры и викторины, подвижные детские и русские народные игры – всем им нашлось место на разных площадках. В следующем году разнообразие игр сохранилось, но их объединила общая тема – «Перекрёстки эпох». Каждая площадка была привязана к определенному историческому периоду:
· «Древний мир» («Древние настольные игры», «Game-кроссинг», «Фейс-арт»);
· «Средние века» («На северных берегах»);
· «Новое время» (интеллектуальные игры «В поисках Робинзона»);
· «Советский период» («Детские игры Страны Советов», квест-зарница «Литературная экспедиция в прекрасное далёко», настольная ролевая игра «Стойкие оловянные солдатики», «Что? Где? Когда?»);
· «Современность» («Лабиринты плоского мира», «Видеомир: территория игровых приставок», «Спортивная «Мафия», «Территория праздника»);
· «Будущее» (ролевая пошаговая игра «Охотники за сокровищами», турнир по компьютерной игре «Сталкер», «Саберфайтеры»).
Библиотеке активно помогали волонтёры. Они встречали людей на входе и выдавали каждому флаер с картой игровых площадок. По одному-два волонтера были закреплены и за каждой площадкой, чтобы следить за ее наполняемостью, отвечать на вопросы гостей и помогать им сориентироваться. Богато украшенные нарды, го и резные деревянные шахматы – это площадка древних настольных игр. Ведущие проводили мастер-классы для тех, кто не знал правил.
Эпоху Средневековья представляла походная палатка викингов с очагом, деревянной посудой и скамьями, покрытыми шкурами, где можно было поиграть в скандинавские шахматы «хнефатафл». Облаченные в старинные костюмы хозяева площадки – члены клуба исторической реконструкции – руководили играми в бирюльки и камешки с рунами.
На площадке «Лабиринты плоского мира» клуб саберфайтинга проводил мастер-класс по фехтованию на световых мечах.
Среди игр эпохи Советского Союза была игра на сшибание солдатиков – два соперника катали по столу шарик, стараясь выбить солдатика из шеренги противника. Промахнувшийся должен был ответить на вопрос, связанный с упоминанием солдат в литературных произведениях. Также здесь играли в «Морской бой», настольный хоккей и футбол. Виртуальным играм были посвящены две площадки. На одной собрали игры для приставок «Денди», «Сега» и Sony Playstation. Ожидая своей очереди, ребята участвовали в викторине по фильмам из фонда медиатеки, имеющим отношение к играм. Другая площадка – «Аномальная пробежка» - представляла прохождение на время отрывка из игры «Сталкер». Для поддержания атмосферы эта площадка находилась в одном из ответвлений коридора и была отгорожена стеллажами с выставкой книг из серии «S.T.A.L.K.E.R.». По принципу буккроссинга был организован обмен играми: принимались компьютерные диски и тетрисы, бадминтон и настольные игры. В конце Дня состоялось подведение итогов конкурса костюмов героев книг, фильмов и комиксов (косплея) «Один в один».
Дни игр способствовали появлению в библиотеке клуба любителей игры «Мафия» и активному развитию уже существовавшего клуба любителей настольных игр. Появились новые партнеры и спонсоры, с помощью которых проведены павильонная ролевая игра «Роботы» по произведениям А. Азимова, международный день настольных игр, турниры по «Спортивной «Мафии» и карточной игре «Берсерк»
Особой популярностью пользовалась библиоигра-бродилка «НоН-СтоП»: дети с родителями оказывались как бы «внутри» компьютерной игры, и, чтобы перейти на другой «уровень», должны были выполнить задания на станциях «Словесные забавы», «Эрудит», «Полиглот», «Арт-вопрос», «Шарады», «On-line игры», «Северные присловки». Самые любознательные и активные получили в подарок книги. Библиотека показала, что игра может быть не только развлекательной, но и обучающей, обрела новых друзей и партнеров.
В 2014 г. в практике работы Центральной библиотеки г. Кулебаки Нижегородской области появились новые интересные мероприятия. В одном из номеров местной газеты было напечатано объявление: «Вы любитель загадок, тайн, ребусов и шарад? Мечтаете получить подарок-сюрприз? Расшифруйте QR-код, найдите нас – и сюрприз у вас в руках». Позже библиотека раскрыла своё инкогнито: «Подарки прошли мимо… Только один кулебачанин проявил смекалку и прочитал QR-код, в котором мы зашифровали видеорекламу библиотеки, адрес и телефон… Мы выполнили обещание и вручили ему призы – стереонаушники и записную книжку. Остальные подарки – флешки, MP3-плееры и др. – будут разыгрываться в течение года. Следите за нашими объявлениями». И местные газеты, сайт библиотеки, странички в соцсетях запестрели объявлениями: книжная выставка-викторина «Олимпийская горка», зашифрованная QR-кодом викторина к Дню святого Валентина, «Книжное ралли». По условиям игры участникам нужно было за три месяца прочитать 25 книг, соответствующих возрасту, написать отзывы, ответить на вопросы и выполнить дополнительные задания. За всё это присуждались баллы. Впервые в городе прошла ролевая игра по мотивам популярной у молодёжи книжной серии «S.T.A.L.K.E.R.». Школьники, как самые настоящие Сталкеры, собирали артефакты, продавали их Бармену, обменивали на оружие и лекарства. Им пришлось охотиться на зайцев, выполнять задания Ученых, Болотного Доктора, Бармена. Бар «100 рентген» стал местом встречи противоборствующих группировок. Организаторы следили за правилами и по возможности комментировали происходящее для зрителей, не знакомых с темой. Кульминацией стало сражение за Радар между Сталкерами и Монстрами Зоны. После игры ребята взахлёб стали читать книги серии «S.T.A.L.K.E.R.»
Литературный дартс
На абонементе отдела обслуживания учеников 5-9 классов Николаевской областной библиотеки для детей им. В. Лягина юные читатели играют в «Литературный дартс». Это игра с литературными загадками и ребусами, которая помогает ребятам проявить себя не только меткими стрелками, но и показать свое умение свободно ориентироваться в книжном фонде. Игроки по очереди бросают дротики в мишень и попадают в одну из трех категорий, после чего им необходимо выполнить определенное задание и заработать соответствующее количество баллов. Правильный ответ принесет баллы, неправильный - переход хода, победителем является тот, кто наберет 200 баллов.
Игровое поле разделено на четыре цветных сектора: красный - мировая литература; зеленый - русская литература; желтый - украинская литература; синий - отраслевая литература. Каждый сектор состоит из трех категорий: «Калейдоскоп загадок» - 20 баллов; «Мозаика ребусов» - 40 баллов; «Детективный перекресток» - 60 баллов (задание: найти в фонде абонемента загаданную книгу). Счет игры ведет библиотекарь. После определения победителя, игру можно начать сначала. Фото победителей размещаются на «Звездном пьедестале рекордов» отдела в номинациях «SuperДартсGirl» и «SuperДартсBoy», что поощряет детей к более активному посещению библиотеки. Самые активные игроки «Литературного дартса» попадают в «Большую книгу библиотечных рекордов». «Литературный дартс» можно использовать на абонементе постоянно, а можно включать в качестве соревновательно-игрового элемента в другие мероприятия.
Подробнее: http://www.library.kherson.ua/ppt/2014/mykolaiv_lit_darts.pd
В библионочь можно использовать опыт СОУНБ им Белинского и провести: «Лига глотателей текста». «Чемпионат по скорочтению вслух», используя методику:
-Определяем автора (круг авторов);
-Заготавливаем текст: выбираем одинаковые отрывки, распечатываем на отдельных листах;
-Участников регистрируем по трем возрастным группам (5-6 лет; 12-15; 16-25; 25-60);
-Приглашаем жюри (лучше медийные персоны);
-Читаем текст на скорость по возрастным группам;
-Жюри учитывает скорость, чёткость, выразительность;
-Подводим итоги и вручаем призы в каждой возрастной группе.
Интересен проект «Книжная дегустация» (для новых поступлений)
-Выбираем 5-7 книг из новых поступлений;
-На странице 17, где обычно стоит библиотечный штамп, выбираем 3-4 абзаца, сканируем и распечатываем;
-Раскладываем по стаканчикам листочки с номерами;
-Назначаем счётчиков с опросными листами;
Читатель ставит «+» против нужного номера, если ему понравилось и он готов взять книгу, «-», если нет;
-Результаты лучше не обнародовать.
Использована литература:
Лукичева, А. В. Для друзей нет выходных / А. В. Лукичева // Современная библиотека. – 2013. - № 1. – С. 16-19. 2
Косогор, О. Н. «Парк интеллектуальных развлечений» в ЦГПБ им. В. В. Маяковского / О. Н. Косогор // Библиотечное Дело. – 2013. - № 23. – С. 12-15. 3
Кайдаш, И., Как библиотекари квест победили : опыт создания компьютерной игры в библиотеке / И. Кайдаш, Н. Екимова // Библиотечное Дело. – 2012. - № 21. – С. 30-31.4
Карочкина, Г. Участники ралли, на старт! «Крутые виражи» вопросов и заданий / Г. Карочкина // Библиотека. – 2014. - № 11. – С. 50-54.