В Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В. Г. Белинского прошел Межрегиональный научно-практический семинар «Продвижение чтения и медийно-информационной грамотности в России: цели, задачи, достижения, проблемы и перспективы»
С приветственным словом выступили Кузьмин Е.И., заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, кандидат педагогических наук.
Главный специалист Министерства культуры Свердловскойм области Карчкова Ж. Ю. Она рассказала о поддержке чтения в Свердловской области, об основных проектах и программах: Всероссийских акции в поддержку чтения «Библионочьи и Всероссийском фестивале литературных журналов «Толстяки на Урале», областной акции тотального чтения «День чтения», Международном фестивале научной фантастики «Аэлита», Крапивинском фестивале, региональный фестивале неПрочитанных книг для детей и юношества, о книжном форуме «Город открытых книг», о молодежном интернет-фестивале рекламы книги «BookNet».
Кузьмин Е.И. познакомил присутствующих с Государственной программой поддержки детского и юношеского чтения в России, утвержденной 03.06.2017 года. Он рассказал об общественном аспекте программы, о подпрограмме «Информационное общество», утвержденной Д.Медведевым.
Евгений Иванович еще раз напомнил нам, что Чтение – это освоение информации, феномен эпохи письменной культуры, информационная среда кардинально меняется и усложняется, объемы информации растут, доля текстов в потреблении информации снижается. Это не слова, все это мы наблюдаем ежедневно. Освоение социокультурного окружения происходит в основном через образы, предлагаемые СМИ. Мы сами облегчая мыслительные процессы наших читателей используем телевидение, Интернет, видео, а не тексты и даже не устную речь . Он утверждал что институты поддержки чтения, то есть библиотеки не справляются со своими задачами. Об этом говорит кризис чтения в России.
Евгений Иванович обратил наше внимание на ситуацию, о приобщенности молодых родителей к письменной культуре и чтению, то есть к освоению письменной (текстовой) информации. Она постоянно снижается , а поведение взрослых, в том числе читательское поведение, определяет читательское поведение детей.
Озвучил проблему: «Современный человек, потребляющий информацию в основном в экранном формате, постепенно утрачивает способность рефлексировать по поводу увиденного, последовательно, логично, самостоятельно мыслить, воспринимать сложные смыслы и действительность адекватно, формулировать и излагать мысли на письме и в устной речи, понимать чужие высказывания»
Евгений Иванович назвал и причины, почему социальные институты, т .е. библиотеки не справляются с о своими целями и задачами. Это оснащенность библиотек, книжные фонды и непрофессионализм специалистов.
Главная задача Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения – приобщение детей и подростков не только к чтению, но и приобщение к письменной культуре
Несколько раз повторил надо всегда помнить: не упрощать и не подменять проблему; не упрощать задачи, не идти по пути наименьшего сопротивления; формулировать, что и для чего вы делаете; взаимодействовать с другими институтами поддержки и развития чтения; соблюдать требования социальной эффективности (необходимость, полезность, привлекательность).
С темой «Чтение в школе и языковые аспекты обучения разным предметам» выступила Дроздова О. Е., заведующая лабораторией междисциплинарных образовательных проектов Института филологии Московского педагогического государственного университета, доцент кафедры методики преподавания русского языка, кандидат педагогических наук . Она сказала, что Умение читать это умение воспринимать текст, понимать значение слов, и выражений через синтаксис и пунктуацию.
Задача социальных институтов школ, библиотек не только научить читать, но и понимать текст, перессказать его. Поэтому логическое чтение, чтение с остановками, творческое чтение, медленное чтение - формы рекомендуемые к использованию в работе с книгой.
Аскарова В. Я., профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств, доктор филологических наук представила Региональную программу «Поддержка и развитие чтения в Челябинской области» (2017-2020).
Заместитель директора по творческой деятельности Челябинской областной универсальной научной библиотеки Соловьева Н. Р. Рассказала об успешных проектах ЧОУНБ по продвижению ресурса ЛитРес: Литературный календарь, «Читайте лучшее с нами», «Встречное движение» и Интернет проект «Открытый диалог», «Умная остановка».
О выставочной деятельности, как способе продвижения ресурсов библиотеки рассказала Демьянович Л. Я., заведующая отделом культурно-просветительских программ Челябинской областной универсальной научной библиотеки.
Аверкиева С. И., заведующая библиотекой средней общеобразовательной школы № 105 и заведующая библиотекой лицея № 135, Коковина С.А. представили проект «Самая читающая семья Химмаша»: опыт работы библиотекарей по организации семейного чтения
Заведующая информационно-библиотечным центром гимназии № 70, Сураева О. Ю., представила тему звучание цвета, или Путь во тьме.
Педагог-библиотекарь средняя общеобразовательная школа № 136 Лабутина О. А. рассказла о Виртуальной реальности на службе у школьного библиотекаря.
Об инновационных методах книжных презентаций, о том «Как презентовать книги весело и интересно» рассказали Соловьева Е. В., заведующая отделом культурно-массовых коммуникаций и Иванов Е.С ., главный библиотекарь культурно-массовых коммуникаций СОУНБ им. В. Г. Белинского.
Во второй день конференции больше говорили о медийно- информационной грамотности.
О гуманитарных основах медийно-информационной грамотности рассказала Жилавская И.В. заведующая кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан, Московского педагогического государственного университета, кандидат филологических наук. Она рассказала, что информация и медиа неразделимы. Медиа как канал передачи информации проявляется только при наличии в нем самой информации. Информация приобретает свои свойства исключительно в момент еѐ транспортировки с помощью медиа. И медиа, и информация актуализируются только в том случае, если возникает коммуникация.
Об опыте работы по формированию информационной культуры разных категорий пользователей рассказала Сафронеева Е.В., заведующая справочно-библиографическим отделом Центральной городской библиотеки г. Нижний Тагил.
Хисамутдинов Р. Е., заведующий сектором инновационно-методического отдела Муниципального объединения библиотек г. Екатеринбурга в своем выступлении сказал о том, что Чтение не будет прежним и о роли библиотеки в эпоху новой медийной грамотности. Наступила эпоха «Большого взрыва» информационных технологий. Электронное чтение – дело современное. Представил проект «БИБЛИОТЕКА В КАРМАНЕ».
Ивашина М. В., ученый секретарь Муниципального объединения библиотек г. Екатеринбурга в своем выступлении «Программы библиотек в онлайн-форматах: лайфхаки для жизни и учебы» рассказала об отсутствии целостной концепции государственной и региональных программ медиаобразования и стандартов, отсутствии социального заказа со стороны государства, о необходимости реформирования системы подготовки кадров и других проблемах для внедрения медиограмотности.
В Приоритете – триада гражданская, информационная, медиаграмотность Закончился семинар круглым столом «Формирование медийно-информационной грамотности». Все присутствующие и выступающие пришли к выводу, что информация и знания – это ресурсы стратегической значимости. Очевидно, что назрела необходимость объеденить оба направления. Одной медиаграмотности, или информационной грамотности, или ИКТ-грамотности недостаточно для того, чтобы люди, могли бы использовать преимущества информационного общества для повышения уровня жизни и для развития.