Навигация

Библиотеки
   Библиотеки

   Электронная библиотека

Электронные услуги

###
Выбираем профессию

МБА
Межбиблиотечный абонемент


РКО
Режевское краеведческое общество

Полезные ссылки

Посещаемость

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Гостей: 4
Пользователей: 2
drakkona, nastya93


Предлагаем ознакомиться с виртуальной выставкой «Уральская десятка: имиджевые места Свердловской области» Перейти

Контакты
Директор (34364)3-10-60
E-mail: rlib68@mail.ru

Чтение с остановками: Читаем о герое

Сергей Георгиев «Дедушка»

    Представляем вашему вниманию методические рекомендации по подготовке и проведению Чтения с остановками  рассаказа С.Георгиева «Дедушка»

Проводя работу ко Дню Победы, рекомендуем порассуждать с ребятами 10-12 лет на такую тему: нужна ли нам сегодня память о войне и в чем она, эта память, выражается. Желание обсудить эти вопросы возникло не случайно.

Многие ребята говорят о том, что тема войны для них слишком страшная, поэтому они избегают читать книги и смотреть фильмы об этом периоде нашей истории. А значит, по сути, они мало что знают о Великой Отечественной войне и ко всему, что с ней связано, совершенно равнодушны.

К сожалению, именно равнодушие, безразличие и к событиям прошлого, и к людям, мы видим в наши дни, прежде всего, в поступках взрослых людей. Поэтому для нас так важно научить детей быть внимательными и человечными.

На вопрос «Как живется в наши дни ветеранам?» (которым уже более 90 лет), дети уверенно отвечают, что хорошо. Аргументируя свои ответы, они приводят такие примеры: к 9 мая всех участников Великой Отечественной не забывают поздравить с праздником, их приглашают на встречи, дарят подарки. А ведь так нередко думают не только дети, но и многие взрослые!!!

На вопрос «Достаточно ли этого?» многие участники диалога наверняка ответят вопросом: " А разве нет?".

Поэтому в преддверии праздника хочется не просто почитать с ребятами произведения, рассказывающие о подвигах и героизме наших солдат в военные годы, а попытаться представить, как порой непросто выживать ветеранам сейчас.

Для чтения и обсуждения предлагаем взять рассказ С.Георгиева «Дедушка».

                   Примерный сценарный план хода обсуждения рассказа:

Сначала говорим о том, кого вспоминают ребята, услышав слово «дедушка». Для многих ответ очевиден: это - близкий, родной человек. Говорит ли название рассказа о том, каким будет его тональность?

Начинаем читать рассказ. Мальчик Алеша звонит из телефона-автомата знакомому Славке. Тот обещал продать аквариумных рыбок. Когда в очередной раз Алеша услышал короткие гудки в трубке, он неожиданно для самого себя набрал один из номеров, написанных на стене телефонной будки.

Пробуем по первым строчкам представить с ребятами, какой он - Алеша, сколько ему лет. Это важно для понимания дальнейших поступков мальчика. Сходимся на том, что ему лет - 8-10, он добрый и не жадный.

Когда в телефонной трубке неожиданно раздался голос, Алеша растерялся. Состоявшийся разговор между ним и пожилым человеком вызвал у мальчика сильнейшее смятение. Он понимает, что дедушка решил, что ему звонит внук. О малыше - так дедушка все время обращался к собеседнику, у Алеши сложилось странное впечатление. Он понял, что ни внук, ни его отец с дедушкой практически не общаются. А он постоянно следит за жизнью внука, знает о его успехах в спорте и в искусстве. И очень сильно скучает по своим родным.

Что же будет делать Алеша после такого странного разговора? Ребята, наверное, скажут, что обязательно позвонит снова. Только мнения могут разделиться: одни решат, что - с целью извиниться и все объяснить, но тогда он лишит дедушку надежды; другие будут уверены, что Алеша сделает это, потому что хочет помочь дедушке...

Читаем дальше. На следующий день мальчик снова набирает номер, который удивительным образом запомнился до единой цифры.

Дедушка и на этот раз больше говорит сам, чем слушает Алешу. Как будто боится, что не успеет сказать что-то очень важное и разговор прервется. Понимаем, что мальчик действительно планировал все объяснить, он чувствует себя обманщиком, но слыша слова дедушки о том, как он ждал и надеялся на этот звонок, так ничего и не говорит. Телефонные диалоги длятся всего несколько коротких минут, но этого достаточно, чтобы Алеша представил себе, как непросто живется этому неизвестному дедушке. Он сумел понять, какое одиночество и ненужность чувствует пожилой человек.

К тому же в разговоре мальчик узнает, что его собеседник был на фронте, воевал на «Ильюхе-горбатом» и из-за ран не может выходить на улицу.

Пытаемся понять, о чем теперь размышляет мальчик.

И продолжаем читать рассказ.

Диалог Алеши с отцом. Информация о том, что дедушка нашего героя погиб в годы войны, сгорел в танке. Вопросы сына к отцу...

Все это очень важно для понимания поступков мальчика. Ребята очень хорошо чувствуют, что с каждым разговором для Алеши чужой дедушка становится все ближе.

Они уже не сомневаются, что Алеша снова будет звонить. И то, что мальчик легко в разговоре переходит на «ты», им тоже понятно. Он начинает ощущать с дедушкой некую душевную близость, он уже испытывает по отношению к своему неведомому собеседнику практически родственные чувства.

И вот, наконец, развязка истории. Алеша идет в гости к дедушке. Он боится того, что будет дальше? А вдруг дедушка, увидев не родного внука, а чужого мальчишку, просто выставит его за дверь?

Размышляем с ребятами, возможен ли такой вариант развития событий? Все считают, что нет, что дедушка, конечно, понял, что разговаривает по телефону не со своим малышом. Но этому знакомству будет очень рад...

Потрясающий финал рассказа.

Алеша хочет предупредить дедушку по телефону о своем приходе (зачем??? Дедушка старенький, его нельзя волновать лишний раз. Дети это понимают) и когда долгое время никто не снимает трубку, он испытывает такое сильное душевное волнение: «С дедушкой что-то случилось!!! Он там совсем один!!! Его нужно спасать - Алешиного дедушку, героя-летчика...». Дети могут мечтать, чтобы дедушка обрел новую семью, чтобы Алеша стал его любящим внуком. И чтобы дедушка почувствовал себя нужным...

В конце диалога можно предложить ребятам разбить рассказ на части и озаглавить каждую из них. Им, несомненно, будет интересно придумать и свое продолжение рассказа.

Краткая справка о писателе Сергее Георгиеве и Рассказ «Дедушка».

Сергей Георгиев родился в 1954 году, жил и работал в Екатеринбурге. Закончил философский факультет Уральского государственного университета им. М. Горького Первая литературная публикация С.Георгиева - юмористический рассказ в казанском журнале «Чаян» («Скорпион»). Автор был убежден, что станет писателем-юмористом. Первые его детские произведения печатались в журнале «Пионер». По словам самого автора, большое влияние на его творчество оказали Ю.Олеша, Ю.Коваль, В.Берестов. Сергей Георгиев - один из самых интересных современных детских писателей. Он пишет сказки, лирические и юмористические миниатюры, повести-сказки, рассказы, иногда такие короткие, что они похожи на анекдоты. Сергей Георгиев печатается на страницах многих периодических изданий: журналов «Юность», «Наш малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Детское чтение для сердца и разума», «Кукумбер», «Ералаш», «Тошка и компания», «Пионер», «Костер»; газет «Жили-были», «Пионерская правда». ». В настоящее время - редактор Детского юмористического киножурнала «Ералаш». В настоящее время живет в Москве.

Сергей Георгиев. Дедушка

   Круглые электронные часы возле продуктового магазина показывали без четверти четыре. Славка просил позвонить в четыре ("только обязательно, а то на себя пеняй - другие желающие найдутся!") - он как раз всё разузнает про гуппёшек для аквариума.

Алёша подошёл к жёлтой будке автомата, нащупал в кармане телефонную карту, гулко бухнул дверью, быстро набрал Славкин номер.

Короткие противные гудки. Занято...

Алёша набрал тот же номер ещё раз. Опять гудки.

"Болтун несчастный, - почему-то со злостью подумал мальчишка.

Если бы не рыбки, Алёша со Славкой и связываться бы не стал. Какой-то он скользкий, этот Славка... Вот скоро и у него, у Алёши, гуппёшки будут, и когда мальки появятся - так он их просто так дарить будет, от души, не как Славка.

Алёша набрал номер в третий раз - снова занято. Надо ждать. Набирать и ждать, что ещё остаётся делать?

Вся внутренняя железная стенка будки была исписана номерами телефонов. Крупно и помельче - карандашом, гвоздём. Вот здесь, кажется, губной помадой. Надо же!

От нечего делать Алёша стал рассматривать эти номера. Зачем людям надо, чтобы все знали, кому они только что звонили? А почему только что? Boт такая запись, глубоко процарапанная чем-то ocтрым, проржаветь уже успела.

А вот этот написан аккуратненько, не торопясь. Каким-то особым карандашом, жирной чёрной линией. Почему-то в стороне от всех остальных. Кажется, такими карандашами пользуются художники.

Славкин номер снова отозвался короткими гудками. И тогда, сам не зная зачем, Алёша вдруг набрал тот, чужой чёрный номер со стенки. Просто так, потому что...

Длинные гудки. Где-то там, неизвестно где, зазвонил телефон. Никто не брал трубку, очень долго никто не брал трубку.

Алёша совершенно успокоился. Ну и что же, что позвонил? А там никого нет, никто не будет волноваться: кто звонил да зачем? Никто даже и не узнает...

- Слушаю, - вдруг тихим хриплым голосом заговорила телефонная трубка. - Слушаю, кто говорит?

Ещё можно было, ни слова не говоря, быстро нажать на рычаг, и тот человек стал бы думать, что кто-то ошибся номером, не туда попал.

Но было в этом тихом голосе что-то такое, от чего Алёша неожиданно для себя произнёс:

Это я...

Невидимый человек совсем не удивился, даже наоборот. Голос его как-то сразу потеплел, стал звонче. Или это только показалось Алёше?

- А, малыш! Здравствуй, малыш! Я очень рад, что ты позвонил. Я ждал твоего звонка, малыш... Ты, как всегда, торопишься, да?..

Алёша не знал, что ответить. Тот человек, конечно, принял его за кого-то другого, надо было немедленно сказать ему об этом, извиниться.

- Да что ж, дело молодое, я всё понимаю. Как... папа? - голос почему-то немножко запнулся перед словом "папа". - У него как, всё в порядке?

Алёша представил своего папу, сильного, красивого, молодого папу. Скоро отец вернётся с работы.

- Да-а... - сказал Алеша в трубку.

Человек на другом конце провода как-то неопределённо хмыкнул, секунду помолчал, будто что-то обдумывая, потом снова заговорил.

Ну, а в школе у тебя как?

- В школе... нормально... - пробормотал Алеша.

Собеседник, видимо, что-то почувствовал, голос его снова стал таким же хриплым, как и в начале разговора.

- Да что ж я, старый, заболтался? Ты, наверное, сейчас в бассейн? Или в студию? Бежишь, да? Ну, беги! Спасибо, что позвонил. Я ведь каждый день жду, ты же знаешь.

- До свидания, - сказал Алёша и нажал рукой на рычаг.

Медленно, на ватных ногах вышел мальчишка из жёлтой будки, прислонился затылком к холодному стеклу. Откуда-то из-за угла дома выбежала маленькая, комнатной породы, грязная собачонка. Наверное, бездомная или потерявшаяся. В зубах собачонка держала огромный надкусанный беляш - то ли выронил кто-то или стащила - добыча немалая.

Собачонка остановилась невдалеке от Алёши, забилась в угол за телефонной будкой - чтобы не затоптали ненароком вместе с беляшом. С ног до головы оглядела своего случайного соседа: мол, кто ты такой, беляш у меня не отнимешь?

- Не отберу, не бойся, - устало сказал Алёша собаке и пошёл к дому.

О Славке и его аквариуме он даже не вспомнил.

Весь следующий день Алёша думал о человеке, чей номер телефона написан жирным чёрным карандашом на стенке телефонной будки. Странно думать о старике, о котором почти совершенно ничего не знаешь и только слышал его тихий хриплый голос. Тот очень ждал звонка какого-то "малыша" - и это всё.

На стенках обычно царапают номер, который дали в справочном. "Малыш" наверняка хорошо знает того человека, бывал у него дома, раз уж тот так ждёт его звонка!

Алёша зачем-то представил себе будку, стенку с номерами.

Тот номер он видел отчётливо, во всех подробностях, каждую цифру. И решил позвонить ещё раз. Чтобы рассказать всё, как получилось... извиниться. А там - будь что будет.

Дома был телефон, но мальчишка всё-таки отправился к той жёлтой будке. Все нацарапанные номера были на месте, и тот, написанный необычным карандашом, так же чернел в стороне от других. Ни в одной цифре Алёша не ошибся, когда представлял его утром.

На этот раз трубку сняли сразу.

- Здравствуй, малыш! Я почему-то был уверен, что ты и сегодня позвонишь мне! Молодец, не забываешь деда!

- Я... - начал было Алёша, но незнакомый человек перебил его:

- Знаю, знаю, что занят! Читал в "Вечёрке" про твою выставку, молодчина, так держать! Это для деда главное! Ведь и школа ещё, и бассейн, в твои-то годы! Сейчас посвободней стал?.. Может, зайдёшь когда?

Теперь Алёша просто обязан был сказать, что он - это не он! То есть, конечно, он - но совсем не "малыш"! Вернее, не тот, за, кого его принимают.

Но человек понял молчание, Алёши по-своему:

- Папа, да?.. Ты знаешь, малыш, я ведь почти не выхожу... Раны мои, будь они неладны! Вот перебрался поближе к телефону, как чувствовал.

- Раны?.. - ужаснулся Алёша.

- Я ж тебе рассказывал, малыш. Ты, правда, совсем ещё крохой был, позабыл всё, наверное? Я ещё когда на "Ильюхе-горбатом" летал, были дела. Да ты вот позвонил, и мне легче. Мне совсем хорошо.

Алёша вдруг понял, что он просто не может сказать этому старому, израненному в боях человеку, что он, Алёша, обыкновенный обманщик.

- Ты опять торопишься, малыш?.. Молодость всегда торопится, надо успевать, а как же! Ну, беги, заболтался дед твой... Звони, малыш, прошу тебя, звони!

Алёша на этот раз даже не успел сказать "до свидания", трубка по-комариному запищала. Не больно-то разговорчив, видно, этот самый "малыш", если его дед почти на полуслове вдруг заканчивает разговор.

Алёша нажал на рычаг, но потом снова поднёс трубку к уху. Как такая простая мысль не пришла ему в голову раньше? Ведь есть же справочное, "09"!

- Справок об адресах не даём, - скучным голосом ответила мальчишке женщина, - могу дать номер телефона.

А зачем Алёше номер телефона, когда он и так его хорошо знает...

Вечером, когда отец читал газеты, Алёша как бы случайно, вскользь спросил у него:

- Папа, а что такое "Ильюха-горбатый"?

- "Ильюха-горбатый"? - отец очень удивился. - А почему ты спрашиваешь?

- Просто интересно.

- Это самолёт такой был. Грозный очень самолёт, штурмовик Ил-2, во время войны. Немцы его страшно боялись, называли "чёрной смертью".

- А наш дедушка тоже воевал на "Ильюхе-горбатом"?

Отец посмотрел на Алёшу очень долгим взглядом, потом убрал газеты в сторону и ответил:

- Нет, Алёша. Я же тебе рассказывал. Наш дедушка был танкистом... Он и погиб в танке. Геройски погиб, в бою, прямое попадание...

- Папа, а вот если бы... если бы у нас сейчас был дедушка, мы бы...

- Что, Алёша?

- Мы бы... ходили к нему? Хотя бы изредка?

- Алёша... - отец положил руку Алёше на плечо. - Если бы мой отец был жив...

И он ничего больше не сказал, большой и сильный человек. И Алёша подумал, что вот так мог погибнуть на своей страшной "чёрной смерти" и дед этого неизвестного "малыша".

Но "малышу" удивительно, просто невероятно в жизни повезло! И отцу "малыша" повезло, и...

И надо обязательно, просто необходимо позвонить тому человеку.

Голос старика был почти весёлым.

- Ну, малыш, у меня теперь каждый день праздник! Тётя Маша только что ушла, прибиралась тут у меня, ну, я подсел к телефону, думаю: позвонишь, не позвонишь? И вот!.. Как дела, малыш?

- Нормально! - неожиданно для себя ответил Алёша. - А ты-то как, расскажи поподробнее, пожалуйста.

Никогда раньше не смог бы Алёша так вот просто обратиться на "ты" к совершенно незнакомому взрослому человеку. Старик очень удивился. Видно, не привык, чтобы его делами кто-то интересовался.

- А что тебе рассказать? У меня всё по-прежнему. Дела-то стариковские.

- А ты видел в войну танки?

- Танки? Я их с воздуха прикрывал. Эх, малыш, было однажды...

Голос старика стал звонким, молодым и весёлым, казалось, он сидит в кабине своего грозного самолёта, а не в пустой стариковской квартире. И бой вокруг, на земле и в небе. И далеко внизу идёт на врага крохотный, как букашка, танк. И только он, пилот "чёрной смерти", грозного "Ильюхи-горбатого", ещё может спасти эту малявку от прямого попадания...

Дядя Володя, сосед Алёшки с девятого этажа, работал в милиции. В милиции знают всё.

- Мы знаем всё, - подтвердил дядя Володя, но когда узнал, чего хочет от него Алёша, нахмурился и сказал твёрдо и официально:

- Не положено!

Должно быть, вид у мальчика был при этом какой-то необычный, такой, что дядя Володя не сумел сразу закончить разговор и уже другим тоном спросил:

- Девчонка?

Алёша даже не понял сначала. А потом сбивчиво рассказал всё. И так посмотрел на дядю Володю, что тот сказал:

- Вижу, что надо. Сделаем.

И на следующий день принёс Алёше маленькую бумажку с адресом и фамилией.

Жил старый лётчик не очень далеко, за вокзалом, остановок шесть на автобусе. Кирпичный трёхэтажный дом с одним-единственным подъездом стоял в глубине запущенного то ли парка, то ли сада. Алёша подошёл к подъезду, внимательно прочитал табличку над дверью. Всё правильно.

Квартира лётчика должна быть на втором этаже, а окна...

Да, окна выходят сюда. Алёша отошёл немного от дома.

Вот это окно и, может быть, вот то тоже.

Начинался вечер, было уже довольно темно, и в крайнем окошке, которое, безо всяких сомнений, принадлежало лётчику, горел свет. "Да он же почти не выходит из дому!" - подумал вдруг Алёша.

Теперь надо только подняться, позвонить в дверь... или постучать. Алёша вдруг понял, что даже не может представить, что произойдёт потом.

Ведь старый летчик-то до сих пор думает, что каждый день разговаривает с "малышом", своим внуком. Может быть, узнав правду, просто выставит его, Алёшу, за дверь, даже разговаривать не захочет!..

Вход на сайт

 

 


Время работы

Зимний график работы

Понедельник 09:30-18:30
Вторник 09:30-18:30
Среда 09:30-18:30
Четверг 12:00-18:30
Пятница - 10:00-18:00
Воскресение 10:00-17:00

Суббота - выходной день 


Библиотека работает без перерыва. Последний четверг месяца - санитарный день.


Календарь

«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

 

 

 


Наш опрос

Удовлетворены ли Вы качеством обслуживания в библиотеке?
Всего ответов: 30

 

 


 






CBS Rezh © 2017 Хостинг от uCoz