Дорога к Храму (О себе)
Да осилит дорогу идущий.
Вступление
Трудно писать о себе, а особенно о своём внутреннем мире. Мою
«дорогу к Храму» можно условно разделить на три этапа, скорее на три
жизненных пути. Я родился в небольшом Уральском городе Реж. В пятидесятых
годах прошлого века наш город в основном мало чем отличался от городков–заводов
Горного Урала XIX века, правда было одно отличие - население Режевского
завода в XIX начале XX века более чем на половину состояло из
старообрядцев, и, не смотря на репрессии и чистки советского режима,
несомненно, этот фактор сказался на жизненном укладе и культуре жителей города.
Так сложились жизненные обстоятельства, что до семи лет я был на воспитании
дедушки и бабушки - Фёдора Николаевича Лабырина и Любови Пафнутьевны
Лабыриной (Чумичёвой) – родителей моей матери. Я не сиротствовал, просто мои
родители Панов Борис Иванович и Панова (Лабырина) Галина Фёдоровна в то время
строили свой (наш) дом, как говорили в то время «без отрыва от производства», и
им просто не хватало времени заниматься моим воспитанием. Кроме меня, дедушка с
бабушкой занимались ещё воспитанием двух других внуков, второй своей дочери.
В то время основной обязанностью родителей было – накормить детей, а
воспитывала улица, в лучшем случае дедушки и бабушки, хотя и у них
«делов было невпроворот». Дедушка мой был коренной старовер, а бабушка,
глубоко верующая, но приверженка никонианской церкви. Я не вправе судить, как и
почему сошлись их жизненные пути, имея разные религиозные убеждения,
жизнь сложна, но их жизнь, их взаимоотношения для меня всегда будут эталоном.
Более глубоких и чистых отношений между людьми я в своей жизни не встречал, да
простят меня мои родители.
О роде Лабыриных. Лабырины - из старообрядцев, высококвалифицированные
мастеровые казённых «Сорокинских» железных заводов
Московского уезда в XVII веке. В начале XVIII века пришли на Невьянский
завод. В 1772 году переселились в Режевской завод, состояли в старообрядческой
общине, а когда её юридически и фактически ликвидировали, остались
старообрядцами по вере, морали и делам.
Путь первый
До 18-летнего возраста вольно или невольно я находился под большим влиянием со
стороны дедушки и бабушки Лабыриных. Что особенно запомнилось из детства и
юности - это отличавшиеся особой теплотой их отношения, беззаветная преданность
друг другу, и любовь, пронесённая сквозь все испытания, выпавшие на их долю.
Трудолюбие, порою доходившее до трудоголизма, неистребимый оптимизм,
стремление жить и трудиться по Божьим заповедям.
Умение деда ненавязчиво, но методично приучать детей и внуков с детства к
труду. Отсутствие у деда таких пороков, как курение табака и полное неприятие
спиртного. В 50-60 годы XX века клан Лабыриных объединял и другие
фамилии, в иные дни по разным поводам собиралось до 30–40 человек, благо
родовой дом Лабыриных вмещал всех.
Если возникали внутри клана или даже среди соседей, какие–то размолвки, то мой
дед выступал в роли «третейского судьи» и размолвки благополучно улаживались. Я
далёк от мысли идеализировать то далёкое время, но и не хочу очернять,
хватало и белого, и чёрного.
Начало 60 годов прошлого века время было голодное, власть насильно всех тащила
«в светлое будущее», отрезая последние сотки огородов и палисадников, облагая
непомерными налогами всё и вся, окончательно уничтожая все религиозные общины в
стране и закрывая последние церкви. Моральные принципы у людей сузились до
минимума. Драки – «улица на улицу», игра на деньги в «чику», народ много
работал, но и пил вволю, курить табак было нормой. На мой взгляд,
единственным тормозом, не дававшим свалиться народу в пропасть полной
безнравственности, было чудом выжившее поколение, как их презрительно называли
советские активисты - выскочки - «старорежимные кержаки».
Семейный климат у дедушки и бабушки был той отдушиной, в которой отмякала моя
молодая несформировавшаяся душа. Я был одним из уличных парней того
времени со всеми завихрениями, но у меня был противовес в виде моего общения с
дедом и бабушкой. Особенно на меня большое впечатление производили их рассказы
о жизни в России до 1917 года. Мой дед - 1890 года рождения,
и к 1917 году он был сформировавшейся личностью. Бывало, зимой намёрзнешься
на улице, заберёмся с дедом на русскую печь, выложенную горячим плитняком и
покрытую волчьей дохой, и дед начнет свои рассказы.
Эти рассказы запомнились с такой чёткостью, так отличались от тех бредней, что
рассказывали в школе, это были рассказы о красивой жизни, где люди
свободны в своем выборе, и нет двойной «правды», где только труд есть
мерило благополучия жизни. Я не виню своих родителей за то, что они не дали мне
того в моральном плане, что дали деды. Мои родители жертвы того человеконенавистнического
советского режима. Самое большое преступление советской власти не в том, что
она изменила, экономические отношения в России и завела ее в тупик, а в том,
что она морально изуродовала несколько поколений Россиян и уничтожила около 25
миллионов лучшего генофонда России, в том числе и староверов. Такова
изуверства Русь не видела даже при «татаромонголах».
В первый отрезок моей жизни, благодаря деду и
бабушке, были в моей душе посеяны первые зёрна сомнений, и попытки поиска
истины. Я в детстве не был крещён (в никонианской церкви), наверное, так хотел
дед. Могу только вспомнить из своего детства слова деда: «Бог даст, сам во всем
разберётся и если есть соль в голове, сам придёт к Богу» - это было на тот
момент своеобразным напутствием в жизнь. Почему «соль», не знаю до сей
поры, могу только догадываться.
Путь второй
1975 год ознаменовался для меня двумя событиями. После окончания Свердловского
горно–металлургического техникума я ушёл в армию. В этом же году ушёл из жизни
мой дед. В армию я призывался из Новосибирска, куда и в 1977 году вернулся. В
70 и 80 годы трудился честно по заповедям деда, в своей трудовой карьере прошел
путь от слесаря до начальника цеха. В партии не состоял, но буду честен,
до «Храма было ещё, ой, как далеко». Девяностые годы были годами не
только экономической ломки, но и годами нравственного испытания. Многие
объявленные свободы приняли за вседозволенность, некоторые сломались вместе с
рухнувшей системой. Мне тоже пришлось остановиться «на полном бегу» и многое
переосмыслить в своей жизни. Что есть истинные ценности, а что шелуха. В те
годы появилось много самопровозглашенных «мессий» и зазывал всевозможных сект,
активную деятельность развила РПЦ.
Что бы
обрести опору в новой жизни, нужно было разобраться в самом себе,
необходимо было понять - «кто ты и где твои корни и где приложить силы».
Исчез информационный вакуум, открылись архивы, немалую роль в осмыслении
истории России сыграло лично для меня обучение в Академии Государственной
службы, там впервые я прослушал лекции на теологические темы. Не скажу, что
меня что–то озарило, но могу сказать твёрдо, что я где-то внутри своего
сознания я понял - Бог есть, и всё, что вокруг нас – создано Богом. Со
всей ясностью вспомнились детские и юношеские впечатления.
Первое, что захотелось узнать, кем были мои предки, чем занимались, какими
моральными принципами они руководствовались в жизни. За моими плечами уже был
жизненный опыт и образование. Складывалось устойчивое убеждение, что опыт
твоих предков, именно твоих, и ни чьих других, даст мне правильный выбор
жизненного пути. Не нужно искать что-то в «незнакомом и чуждом». Предки были
умнее и мудрее нас, они не прерывали связь поколений, а обогащали жизнь
настоящую предыдущим опытом. В этом смысле лозунг коммунистов «До
основания мы разрушим, а потом …» порочен по своей сути и ведёт в никуда. К
сожалению, духовная связь времён между дедом и мною в поколении моих родителей
прервалась, образовался провал, который мне предстояло преодолеть. Шаг за
шагом, сопоставляя крупицы архивных данных и рассказов моего деда, бабушки и
поколений родственников, конца XIX начала XX века выстроилась основная
цепь родословия – родословия старообрядцев одиннадцати поколениях Лабыриных с
1668 года.
Это была только основа. За каждым именем - целая жизнь, в которой были
радости, трагедии и успехи, этот процесс познания бесконечен. Необходимо
наполнить жизнью сухие даты – вот долг перед моими предками. Логическим шагом
для меня стало осознанное решение - принять крещение по
древлеправославному канону, стать одним из нас – Лабыриных, по крещению и
вере предков.
В ноябре 2008 года я обратился с просьбой о личной беседе к
священнику Кафедрального собора во имя Пресвятыя Богородицы РПСЦ г.
Новосибирска (на фото) Анатолию Сафронникову. Я не буду говорить «почему»,
«как» и «отчего», но я сразу и безоговорочно поверил этому человеку. 27
ноября 2008 года я был крещён отцом Анатолием. Все познается в сравнении, но не
могу не отметить - обстановка в нашем храме очень благожелательная. Со
вниманием выслушают как прихожанина, так и просто человека с улицы,
помогут и словом и делом. Перед отъездом на Урал, на исповеди получил
благословление отца Анатолия на благие дела на родине предков. Снарядил меня
отец Анатолий и литературой. И сейчас, вдалеке от Новосибирска, регулярно
получаю поздравления и напутствия от отца Анатолия. Связь с родной общиной не
прерывается и это радует, и дает силы.
Путь
третий – сегодняшний
Переезд мой
на Урал был осознанный, и причин тому было три.
Первая – преклонный возраст моей матушки, я у неё единственный сын, отец
мой ушел из жизни 7 лет назад.
Вторая – не ради гордыни, а ради памяти предков бросить камешек древлеправославной
веры в «болото» современного безверия в Режевском заводе, что бы пошли круги
веры предков по людям нынешним.
Третья - по пословице «Где родился там и пригодился».
Я прожил довольно бурную жизнь, некоторым хватило бы на три. Может быть,
в материальном плане я что-то и потерял. Многие меня отговаривали от переезда:
«Как с обжитого места уехать, бросить высокооплачиваемую работу, не всё ли с
головой в порядке на старости лет». Да только я уверен в одном – в моральном
плане я выиграл безусловно. Самореализация человеку нужна как воздух, я нашел
то, что искал и к чему шёл всю прошедшую жизнь. Свою дорогу к храму я выбрал
сам, и сам буду идти по ней до конца, да осилит дорогу идущий. У меня есть
вера, дело, которое я делаю во имя веры. Появились наставники и
единомышленники. Даст Бог, благодаря и моим скромных трудам, в одном из
центров Старообрядческого Горнозаводского Урала – Режевском заводе
возродится древлеправославная вера моих предков.
Сергий.
Панов С. Б.