И в нашей Гавани бывали паруса
Наш пруд всегда был, и надеюсь, будет украшением города Реж. Но
что-то явно не хватает в обрамлении пруда, его берега унылые и какие-то
неестественно безжизненные. Исчезли основные атрибуты. Нет больше вышек для
прыжков в воду, лодочных стоянок, да и самих лодок, которых раньше было великое
множество.
Люди разучились строить лодки, и нет этого весеннего запаха смолы и
гудрона, что предшествовало спуску лодок на воду. Исчезли причалы и пирсы для
маленьких трудяг - катеров. А самое главное исчезли белокрылые красавицы яхты и
легкие байдарки и каноэ, наличие которых бесспорно выделяло наш пруд в 70 – 80
годы XX века.
Пускай мы жили бедно - поколение ребят, родившихся в 50 годы, но мы
искренне любили свой город его пруд, не засорять берега мусором и костровищами.
Несомненным украшением, достопримечательностью и гордостью города в те 60 – 70
годы был «Яхт-клуб» Никелевого завода. Кажется, времени прошло не так уж много
с тех времен, но уже что – то забылось и исчезло безвозвратно. Я был свидетелем
и участником появления «Яхт-клуба», а статья эта - дань уважения тем людям,
чьими руками на пустом месте была создана красота парусного и лодочного спорта
в городе Реж. И история эта начиналась тоже не совсем обычно.
В те 60 годы в городе Реже на пике развития был хоккей и футбол, в том
числе детский и юношеский и это было повальное увлечение. Получить форму
футбольную или хоккейную и быть зачисленным в команду – это была честь. Вот в
это время появляется человек и предлагает нам «гаванским» ребятам 13 –
17-летнего возраста заняться еще и парусным спортом. Человека этого звали –
Филиппов Алексей Викторович – мастер спорта СССР по парусному спорту. Этот
человек просто заразил нас парусами. Все делалось с нуля и своими руками. Из
простых шлюпок, которые нам купил Никельзавод мы под руководством «Филиппыча»
(так уважительно мы называли своего учителя) построили парусные ботики, паруса
шили сами, как и остальной такелаж. Построили пирс, а ангар размещался в
брошенном гараже, где теперь стоит здание ДК «Металлург».
В первую «Шлюпочную команду» входили: Олег Шевяков, Александр Киселев,
Николай Петелин, Люда Хрусталева, Александр Дорохин, Леонид Зайцев, Панов
Сергей, Сергей Леханов, Сергей Шелюгин, если кого-то пропустил – без обид,
времени прошло много. Мы доказали свою жизнеспособность, и благодаря пробивной
настойчивости нашего «Филиппыча» на следующий год «Яхт-клуб» имел в своем
распоряжении настоящие яхты класса «М» и «Финн», а к зиме построили и «Буер»
для ледовых гонок под парусом. К 1971 году клуб имел уже достаточно яхт и
экипажей, чтобы принимать участие в областных регатах в городе Свердловске и
Нижнем Тагиле. Параллельно с парусными судами приобретались байдарки и каноэ.
Общая численность, занимающихся водными видами спорта перевалила за 60 - 70
человек. К середине 70 годов «Яхт-клуб» располагал солидной материальной базой:
крытые и открытые ангары; швартовочные пирсы; яхты разных классов от «Кадет» до
«Летучих Голландцев»; моторные лодки; скутеры, экипировку для водных лыж и
серфинга, гребные суда различных классов.
Летом «Яхт-клуб» устраивал
массовое хождение под парусом для горожан. Это было ни с чем несравнимое по
красоте зрелище – гладь воды, а по ней грациозно скользят яхты с разноцветными
парусами и спинакерами. С переездом клуба на новое место начались проблемы
различного характера. Ну, во-первых, по разным причинам из клуба ушло первое
поколение – кто-то поступил на учебу, кто ушел в армию. Новое поколение,
пришедшее на все готовое, и уже к клубу относилось более потребительски. Пожар
1988 года погубил основную массу судов. Наш несгибаемый «Филиппыч» пытался
восстановить клуб. Но и люди были уже не те, время не то, да и годами
«Филиппыч» был уже не молод.
Однозначно можно сказать, что таких людей Режу явно не хватает. А его
детище «Яхт-клуб» блеснуло яркой звездой в истории Режа и погасло. Но есть
память людская, да и наш пруд, наверное, еще помнит, как в его водах отражались
стройные обводы «швертботов» со строгими парусами. Если говорить о сегодняшнем
состоянии нашего пруда то его потенциал не используется и на 10% в социальных
целях, наверное, ждет нового «Филиппыча» с его шлюпочной командой.
Панов С.