Панов
Сергей Борисович
(г.
Реж, Режевское историко-родословное
общество)
Новые
открытия
Старообрядчество,
как историческое наследие России, –
это целый пласт. А на хребте Уральском
так этот пласт можно сравнить с самоцветной
полосой. Вроде сверху присыпано, а чуть
вглубь копнёшь и целые залежи исторического,
культурного и духовного наследия наружу
выходят. Особое место в этом ряду на
Урале занимает старообрядчество.
Работал
в архиве по Режевскому заводу, а чуть
расширил круг до территории Режевской
волости конца XIX века, и новые открытия
– в сёлах Останино и Арамашка были
старообрядческие общины, а, значит, и
была древлеправославная вера, старорусский
уклад жизни и культура. Сейчас до села
Арамашка, раскинувшегося по берегам
небольшой речки Рассоха, от города Режа
тридцать минут езды по хорошей
асфальтированной дороге. Село Арамашка
входит в территорию Режевского городского
округа. По приезде в село зашёл в местную
администрацию. Ольга Тимофеевна Глинских,
Добрынина Алевтина Ивановна радушно
приняли, помощь оказали и со знающими
людьми свели. Сухие строки архивов
передали, что в 1902 г. в этом селе было
две общины староверов общей численностью
116 человек: «австрийцы», как и до сей
поры их здесь называют представителей
Русской Православной Старообрядческой
Церкви и беспоповцы – «часовенные».
«Австрийцы» ходили на службу в село
Южаково, а беспоповцы в своей Арамашевской
часовне молились. Часть сруба часовни
и до сей поры сохранилась. О селе Южаково
этой «Святой Земле» для наших предков
рассказ отдельный, расположено это село
на стыке границ Режевского, Алапаевского,
Невьянского и Пригородного районов.
В
селе Арамашка староверы селились
компактно – в верней части села. До
наших дней сохранилась небольшая часть
домов улицы староверов. Некоторые дома
сохранили архитектуру, и своеобразный
облик подворья уральских старообрядцев
начала XIX века. Всё, что угодно, я мог
предполагать при приезде в село Арамашка,
но то, что увидел, меня поразило. Среди
поля, как «оазис» в пустыне, в полутора
километрах от села стоит обсаженное
старыми лиственными и хвойными деревьями
старообрядческое кладбище овальной
формы в поперечине не более двухсот
метров. Обихоженное кладбище обнесено
исправной оградой. На могилах скромные
по деревенскому обычаю осьмиконечные
кресты и много цветов. Но, самое главное,
оно действующее! Хоронили на нём и сейчас
хоронят только старообрядцев, потому
и имеет среди местного населения название
«Кержацкое». На нём последние захоронения
старообрядцев двух-трёхгодичной
давности, хоронят и с дальней округи
старообрядцев – Егоршино, что в 40
километрах. В первый мой приезд не
удалось мне побывать на кладбище –
местные сказали: «Дорога, мол, снегом
переметена», а во второй мой приезд и
дорога прочищена, и никто отговаривать
не стал. Берегут наследие предков от
посторонних арамашевцы. В лихие годы
XX века сумели сберечь, не дали распахать
свой погост, и поклон им за это.
Шёл
я с большой осторожностью, под снегом
мог наступить на старое надгробие.
Кладбище это по рассказам одного из
самых старых жителей Арамашки – Бачининой
Екатерины Григорьевны «новое», хоронить
здесь стали с начала XX века, а со старого
«кержацкого» кладбища останки своих
родственников перезахоронили. Много
всего за свои девяносто два прожитых
года видела на своем веку Бачинина
Екатерина Григорьевна, в девичестве
Манькова, и мне поведала. В селе до
середины XX века проживали несколько
больших фамильных родов: Латниковы,
Чернышовы, Бачинины, но больше всех был
род Маньковых. Со времени основания
села население занималось хлебопашеством,
по шесть рабочих лошадей да пара на
выезд во дворах было. Крепкие хозяева
в селе были. Мололи муку на двух мельницах
да корм травяной по особому рецепту на
продажу делали, лён для себя сеяли. Зимой
подрабатывали на Режевском заводе, кто
извозом, а кто на заготовке угля. Одни
Маньковы были часовенными, а другие
перешли в «Австрийскую веру», другие в
никонианство, как и почему Екатерина
Григорьевна не помнит, а сама хоть и не
старообрядка, всех староверов по именам
и кто где жил, и когда умер, знает. «Очень
строго себя блюли» – говорит – «часовенные
чужих во двор не пускали, а при нужде,
всегда оказать помощь готовы были».
Уходят
из жизни старые поколения старообрядцев,
а молодые частью уезжают, а ближайший
старообрядческий храм в Невьянске за
120 вёрст. Но всё же есть уверенность, что
культура и духовное наследие старообрядцев
живут и передаются из поколения в
поколение, особенно в сёлах уральских,
где и уклад жизни другой и архитектура
не так исковеркана, как в городах, да и
отношение к своим предкам и истории
более бережное. Пример тому – Баранча;
Шамары; Пристань; Русская Тавра; Южаково,
а сколько ещё предстоит сделать открытий
в пределах только нашей области.