Этнокалендарь-2014: знаменательные и памятные даты народов Среднего Урала / сост. Т. В. Лебедева, В. П. Живаева ; Свердл. обл. межнац. б-ка. - Екатеринбург : Издательство АМБ, 2013. - 128 с. |
На протяжении последних лет Свердловская областная межнациональная библиотека реализует проект «Этнокалендарь», суть которого заключается в создании базы знаний о праздниках и памятных датах народов России, о писателях и культурных деятелях Урала, прославивших свой родной край и внесших неоценимый вклад в сохранение и развитие культуры своего народа. Праздники есть у каждого народа — они могут быть религиозными и бытовыми, семейными и общенациональными, но в каждом из них проявляется самобытность народной культуры, традиций, мировосприятия. Можно сказать, что праздники — зеркало души каждого народа. Национальные праздники, отмечаемые на территории Среднего Урала, открывают свои двери для всех гостей вне зависимости от их этнической, религиозной или иной принадлежности — здесь один из истоков благоприятной и дружественной среды межнационального общения в регионе. Не меньший интерес представляет и культурное наследие того или иного народа, в котором особое место занимает литература. Именно в произведениях классиков и современников запечатлен неповторимый портрет народа, особенности его менталь- ности, обычаи и традиции, яркие картины истории. На основе кропотливо собранного материала каждый год библиотекой создается печатный «Этнокалендарь», а на сайте в одноименном разделе ежемесячно размещается самая актуальная информация о грядущих в ближайшие 30 дней датах и событиях из жизни народов Среднего Урала.
|
Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX—XX вв.: Историко-этнографический атлас. — Екатеринбург: «Сократ», 2003. — 128 с. |
В атласе впервые представлено этнокультурное наследие Урала в виде серии карт с условными обозначениями, текстами и иллюстрациями. Подводятся итоги изучения традиционной культуры и быта народов Урала с целью обобщить представления об освоении Урала, о развитии материальной и духовной культуры его населения. На одной и той же карте представлен материал о нескольких народах, что дает возможность увидеть многообразие культурных явлений в сравнительном плане — историческом, этническом, географическом, хронологическом, а также тенденции развития культурных явлений в определенных географических границах. В атлас вошли материалы о давно и компактно живущих народах, сохранивших свое историко-культурное наследие — русских, коми-пермяках, коми-язьвинцах, удмуртах, марийцах, манси, татарах и башкирах.
|
Сто народов, сто языков: Этногр. очерки / Л. М. Минц, С81 А. С. Миловский, Н. А. Сафиев и др.; Под ред. Л. М. Минца.— М.: Просвещение, 1992.— 208 с. |
Книга представляет собой серию очерков, рассказывающих о народах Евразии, об их численности, языковых группах и расах, о началах их культур и происхождении. Известно, что между Балтикой и Тихим океаном гораздо больше ста народов и еще больше языков. Но и по сей день никто не может назвать: сколько народов. Почему? Разве трудно пересчитать народы? Для этого же проводятся переписи. Если бы... Судите сами. Первая перепись населения после революции была в 1926 году, и по ее данным в стране проживало 194 народа. А по переписи 1970 года их было всего 104. Куда же делись девяносто народов? Посмотрим внимательнее. В 1926 году среди народов нынешнего Узбекистана были и узбеки, и тюрки, и найманы, и кунграты, а в Киргизии и киргизы, и сарт-калмаки. Многие народы сохраняли в то время деление на племена и роды и выделяли себя среди родственного им народа: отличало их, однако, зачастую только воспоминание о легендарном общем предке. Чем более широким становился взгляд людей на окружающий мир, тем более понятной становилась для них общность, разница между народом и его малой частью - племенем. Читатель вправе задать вопрос: а как может быть больше языков, чем народов? Бывает и такое: у одного народа существует несколько языков, обычно родственных, но иногда и совсем других. Конечно, при этом есть и единый, обычно литературный язык, общий для всего народа и всем понятный. Например, у грузин — общий литературный язык, один из наиболее развитых, с превосходно подходящей ко всем его особенностям и передающей все его звуки письменностью. Но часть грузин — мегрелы — говорит на языке, не очень понятном людям из других районов республики, а другая часть — сваны— обладает наречием и того менее понятным.
|
Чагин Г.Н. Исторические знания народов Урала в XIX - начале XXI века. — Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2011. — 256 с. |
В книге впервые представлено разнообразие знаний отечественной, региональной, этнической и культурной истории народов Урала. Знания рассматриваются как средство выражения самосознания и как способ самоидентификации народов, показана вариативность знаний как всего этноса, так и его отдельных представителей. Приведено много примеров о духовных подвижниках православия и роли церкви в сохранении истории народа, названы личности, внесшие вклад в развитие региональной истории и культуры. Автор вводит в научный оборот документы из архивных и различных опубликованных источников, полевые экспедиционные материалы. В наши дни, когда возрастает интерес к историко-культурным процессам и возникает необходимость более глубокого осмысления исторического опыта народов России, важно знать, что сам народ хранил в своей памяти и какую давал и дает этому оценку. На примере народов Урала можно познать исторические воззрения и народные версии отечественного прошлого и рассмотреть, какую роль играли исторические знания в идентификации народов в той историко-культурной среде, в которой они оказались изначально или в результате миграционных процессов. Значительная часть результатов исследования по русским, коми, коми-пермякам, манси, марийцам, удмуртам, татарам, башкирам представлена в данной книге. При этом материал характеризует исторические знания всех основных слоев населения — жителей городов и заводских поселков, крестьян, духовенства, священнослужителей, интеллигенции, учащейся молодежи. Написанию книги предшествовала большая работа по выявлению источников в архивных фондах, публикациях и экспедиционных исследованиях. |
|
Третий выпуск научно-популярного альманаха «Традиционная культура Урала» содержит статьи по истории, этнографии, фольклору, языкам народов уральского региона (Свердловской, Пермской, Челябинской, Курганской областей). Кроме исследовательских работ, в альманахе представлены публикации экспедиционных материалов и методические разработки. Традиционная культура Урала. Альманах. Выпуск III / Бобрихин А.Л., Ворончихина О. Б., Литна В.В., Успенская Н. Н. - Екатеринбург. Свердловский областной Дом фольклора, 2003. - 170 с. |