Откуда
я родом.
Поселение
Першино основано в 1658-1659 годах уроженцем Засыпкиной слободы Казанского
уезда Першей (Перфилием) Засыпкиным. В 1660 год в деревне – 2 двора. Во втором
дворе проживала семья Трубиных. Трубины, как первопоселенцы, известны с 1638
года, пришли с Чусовой, до Першино жили в деревне Косиковой Арамашевской
слободы (сейчас деревня Косякова Алапаевского района). (М.Ю.Коновалов. Из краткого обзора процесса возникновения населённых
пунктов на территории нынешнего Режевского района).
Место для поселения основателем выбрано в живописном уголке природы, вдали от торговых путей и дорог, по которым прошла дружина Ермака, завоевавшая Сибирь.
Нет документального подтверждения миграции семей Засыпкиных и Трубиных. Что заставило их покинуть свою родную деревню и переселиться в неизведанные дали, какой был состав семьи, состояли ли они в родстве между собой, каково их вероисповедание, Какова национальность, культура быта? Нет сведений и о последующем месте жительства. Возможно, ответы на эти вопросы мы не сможем найти в настоящее время. По записям метрических книг уже в конце 19 века в деревне Першино Засыпкиных и Трубиных нет. (ГАСО Ф.6, Оп.1,15).
Деревня Першино невелика. О ней нет сведений в летописях, но жили люди по законам своего государства, их жизнь неразрывно связана с жизнью всей страны. Места наши были обитаемы в глубокой древности. Это подтверждается результатами археологических исследований на территории вблизи деревни. В пещере на левом берегу реки Реж были обнаружены следы обитания человека, в ней укрывались от непогоды в те далёкие времена, когда человек ещё не умел, возможно, строить жилище.
Начало массового заселения Урала русскими относится к концу 16 века. Была проторена Бабиновская дорога в Сибирь, построен город Верхотурье - город, как столица здешних мест. Согласно церковной истории, которая отражена в летописи Саввы Есипова 1636 года, распространение христианства в зауральских землях началось после похода дружины Ермака. Главной движущей силой освоения новых земель были крестьяне и посадские люди. Крестьянская колонизация шла одновременно с монастырской. Люди искали новые места "из-за хлебной скудости, для ради всякой чёрной работы, где б ему можно голова своя кормить", как говорилось в государственных бумагах – "проезжих документах", которые государственным крестьянам, переселенцам на Урал.
В числе первых переселенцев были, так называемые, казанские переведенцы. Крестьяне на новых местах проживания вступали в мирные отношения с местными жителями, нередко и селились рядом. Но появлялись и новые деревни подальше от глаз начальства. (Крестьянский сарафан малахитницы, стр 220). Поселение Першино относится именно к таковым. Деревня появилась в глухом месте, среди вековых сосен на берегу реки Реж. Рассказывают, что дома строились там, где вырубали деревья для их постройки. Вырубали леса, пахали землю, сеяли хлеб, выращивали скот. Занимаясь земледелием, крестьяне обеспечивали своё хозяйство в то время всем необходимым, т. е. занимались и ремеслом. "Ещё средневековая Русь знала около 60 ремёсел, изготовляли не только для своих нужд, но и на экспорт" (В.Чивилихин "Память"). Дошедшие до наших дней различные умения те же, что и несколько веков назад, например, изготовление обуви, одежды, посуды, инструмента. Ремёсла те же, а технологии, конечно другие. "Не полный перечень ремёсел домонгольской Руси: керамика, чернь, перегородчатая эмаль, стеклянные изделия, ювелирные изделия, художественная резьба по дереву, камню, слоновой кости, зернь, инкрустация, изготовление оружия, чеканка, литьё, ковка, изделия скорняков и т. д." (В.Чивилихин "Память").
Ещё несколько десятков лет назад, в середине 20 века, основные ремёсла моих односельчан – то, чем занимались жители деревни в свободное от работы на поле время: изготовление посуды на гончарном круге, и закалка её в специальной печи, изготовление кирпичей для строительства, выжигание извести себе и на продажу, изготовление обуви (лапти, обутки, шили и сапоги), изготовление одежды от выращивания и переработки льна до украшения готовой вещи различными кружевами и вышивкой, изготовление одежды из шкур животных (шубы, шапки, варежки), изготовление различных инструментов – вилы, грабли к покосу, санки и короба к зиме, верёвки, бочки, кадки, вёдра, кухонную утварь и т. д.
Русские люди дольше других народов придерживались язычества. Наряду с православием в народе долго жили и языческие "отголоски". В Першино, например, ещё в 50-60 годы 20 столетия одну женщину считали колдуньей. Её боялись, приписывали ей то, что происходило в деревне или с кем-то из жителей, что не могли объяснить. Проходя мимо неё и даже её дома, дети строили "фигу" из пальцев, таким образом, считали себя защищёнными от её колдовской силы.
Проходят годы, десятилетия, столетия… С каждым поколением меняются условия жизни. Многое зависит от политики руководства страны, от научных достижений и т. д. Когда-то неграмотная и даже не имевшая своей азбуки, Русь превратилась в образованнейшее государство. До конца 19 века в нашей деревне Першино не было школы. Грамотен был только священник, исполняющий церковную службу по церковным книгам. Открывшуюся церковно-приходскую школу до революции посещать могли не все дети, поэтому было очень много неграмотных. И когда советская власть начала кампанию по борьбе с ликвидацией неграмотности, то и тогда ещё не сразу крестьяне поняли необходимость учиться. "Хозяйствовать (пахать и сеять) можно и без грамоты», говорили они. Но жизнь не стоит на месте. Церковно-приходскую школу в нашей деревне сменила начальная. В 20-30е годы прошлого столетия, как и по всей стране, у нас появились избы-читальни, позже – библиотеки. Развитие производства требовало грамотных специалистов, таковые появились и среди наших односельчан. Были, и теперь есть, и продолжают учиться в и в техникумах, училищах, различных высших учебных заведениях.
В 70-е годы прошлого столетия деревня становится «неперспективной», сворачивается жизнь деревни. Из 173 дворов по переписи 1936 года сейчас – около 20 постоянно проживающих. В настоящее время в деревне нет школы (была сначала закрыта в 1976 году, в начале 90-х снова работала как малокомплектная), нет постоянно работающего фельдшерского пункта, магазин и почта работают по несколько часов в неделю. «Курортники» - люди, приезжающие на лето, строят новые дома, выращивают овощи в огородах и не дают деревне исчезнуть. Першино моё стареет, но продолжает жить.
Русакова Е.Я., член РИРО.
Место для поселения основателем выбрано в живописном уголке природы, вдали от торговых путей и дорог, по которым прошла дружина Ермака, завоевавшая Сибирь.
Нет документального подтверждения миграции семей Засыпкиных и Трубиных. Что заставило их покинуть свою родную деревню и переселиться в неизведанные дали, какой был состав семьи, состояли ли они в родстве между собой, каково их вероисповедание, Какова национальность, культура быта? Нет сведений и о последующем месте жительства. Возможно, ответы на эти вопросы мы не сможем найти в настоящее время. По записям метрических книг уже в конце 19 века в деревне Першино Засыпкиных и Трубиных нет. (ГАСО Ф.6, Оп.1,15).
Деревня Першино невелика. О ней нет сведений в летописях, но жили люди по законам своего государства, их жизнь неразрывно связана с жизнью всей страны. Места наши были обитаемы в глубокой древности. Это подтверждается результатами археологических исследований на территории вблизи деревни. В пещере на левом берегу реки Реж были обнаружены следы обитания человека, в ней укрывались от непогоды в те далёкие времена, когда человек ещё не умел, возможно, строить жилище.
Начало массового заселения Урала русскими относится к концу 16 века. Была проторена Бабиновская дорога в Сибирь, построен город Верхотурье - город, как столица здешних мест. Согласно церковной истории, которая отражена в летописи Саввы Есипова 1636 года, распространение христианства в зауральских землях началось после похода дружины Ермака. Главной движущей силой освоения новых земель были крестьяне и посадские люди. Крестьянская колонизация шла одновременно с монастырской. Люди искали новые места "из-за хлебной скудости, для ради всякой чёрной работы, где б ему можно голова своя кормить", как говорилось в государственных бумагах – "проезжих документах", которые государственным крестьянам, переселенцам на Урал.
В числе первых переселенцев были, так называемые, казанские переведенцы. Крестьяне на новых местах проживания вступали в мирные отношения с местными жителями, нередко и селились рядом. Но появлялись и новые деревни подальше от глаз начальства. (Крестьянский сарафан малахитницы, стр 220). Поселение Першино относится именно к таковым. Деревня появилась в глухом месте, среди вековых сосен на берегу реки Реж. Рассказывают, что дома строились там, где вырубали деревья для их постройки. Вырубали леса, пахали землю, сеяли хлеб, выращивали скот. Занимаясь земледелием, крестьяне обеспечивали своё хозяйство в то время всем необходимым, т. е. занимались и ремеслом. "Ещё средневековая Русь знала около 60 ремёсел, изготовляли не только для своих нужд, но и на экспорт" (В.Чивилихин "Память"). Дошедшие до наших дней различные умения те же, что и несколько веков назад, например, изготовление обуви, одежды, посуды, инструмента. Ремёсла те же, а технологии, конечно другие. "Не полный перечень ремёсел домонгольской Руси: керамика, чернь, перегородчатая эмаль, стеклянные изделия, ювелирные изделия, художественная резьба по дереву, камню, слоновой кости, зернь, инкрустация, изготовление оружия, чеканка, литьё, ковка, изделия скорняков и т. д." (В.Чивилихин "Память").
Ещё несколько десятков лет назад, в середине 20 века, основные ремёсла моих односельчан – то, чем занимались жители деревни в свободное от работы на поле время: изготовление посуды на гончарном круге, и закалка её в специальной печи, изготовление кирпичей для строительства, выжигание извести себе и на продажу, изготовление обуви (лапти, обутки, шили и сапоги), изготовление одежды от выращивания и переработки льна до украшения готовой вещи различными кружевами и вышивкой, изготовление одежды из шкур животных (шубы, шапки, варежки), изготовление различных инструментов – вилы, грабли к покосу, санки и короба к зиме, верёвки, бочки, кадки, вёдра, кухонную утварь и т. д.
Русские люди дольше других народов придерживались язычества. Наряду с православием в народе долго жили и языческие "отголоски". В Першино, например, ещё в 50-60 годы 20 столетия одну женщину считали колдуньей. Её боялись, приписывали ей то, что происходило в деревне или с кем-то из жителей, что не могли объяснить. Проходя мимо неё и даже её дома, дети строили "фигу" из пальцев, таким образом, считали себя защищёнными от её колдовской силы.
Проходят годы, десятилетия, столетия… С каждым поколением меняются условия жизни. Многое зависит от политики руководства страны, от научных достижений и т. д. Когда-то неграмотная и даже не имевшая своей азбуки, Русь превратилась в образованнейшее государство. До конца 19 века в нашей деревне Першино не было школы. Грамотен был только священник, исполняющий церковную службу по церковным книгам. Открывшуюся церковно-приходскую школу до революции посещать могли не все дети, поэтому было очень много неграмотных. И когда советская власть начала кампанию по борьбе с ликвидацией неграмотности, то и тогда ещё не сразу крестьяне поняли необходимость учиться. "Хозяйствовать (пахать и сеять) можно и без грамоты», говорили они. Но жизнь не стоит на месте. Церковно-приходскую школу в нашей деревне сменила начальная. В 20-30е годы прошлого столетия, как и по всей стране, у нас появились избы-читальни, позже – библиотеки. Развитие производства требовало грамотных специалистов, таковые появились и среди наших односельчан. Были, и теперь есть, и продолжают учиться в и в техникумах, училищах, различных высших учебных заведениях.
В 70-е годы прошлого столетия деревня становится «неперспективной», сворачивается жизнь деревни. Из 173 дворов по переписи 1936 года сейчас – около 20 постоянно проживающих. В настоящее время в деревне нет школы (была сначала закрыта в 1976 году, в начале 90-х снова работала как малокомплектная), нет постоянно работающего фельдшерского пункта, магазин и почта работают по несколько часов в неделю. «Курортники» - люди, приезжающие на лето, строят новые дома, выращивают овощи в огородах и не дают деревне исчезнуть. Першино моё стареет, но продолжает жить.
Русакова Е.Я., член РИРО.