В
инновационно-методическом отделе центральной библиотеки организована выставка
сценарных материалов для классных руководителей и организаторов детского чтения
«Памятные даты русской истории». Тематика выставки обусловлена богатством 2012
года на события, значимые для отечественной истории. Как говорил ирландский поэт
Чарльз Вулф (1791-1823): «Тот, кто не изучает историю, повторяет ее ошибки»,
ему вторил известный русский историк В. О. Ключевский (1841-1941) «История … наказывает за незнание уроков».
«Клятву верности сдержали»- название раздела об одном из
главных исторических событий года – 200-летии Отечественной войны 1812 года,
Бородинской битвы.
В нем
представлены сценарные материалы как об Отечественной войне 1812 года в целом,
так и об отдельных персонах, участвующих в ней с обеих сторон, а также о тех,
кто славил Отчизну «мечом и словом», как например, всем хорошо известный
сатирик И. А. Крылов.
«Если
хочешь быть красивым – иди в
гусары»- говорил К. Прутков. Красочный и интересный материал о гусарах можно
найти в интернете, есть и сценарный вариант. Его можно выигрышно использовать и
как ресурс привлечения внимания молодежи к прошлому российской армии, к
современной армии.
Неволина
Г. А. Да здравствуют гусары бравые! Познавательная игра-викторина с элементами
театральной инсценировки для учащихся 9-11 классов//Читаем, учимся, играем.-
2011.-№1.- С.74-79.
Повествовательный
ряд легко дополнить изобразительными и музыкальными материалами, используя
ресурсы Интернета, так как тема защиты Отечества волновала не только умы поэтов
и писателей, но и художников и музыкантов на протяжении всех лет, прошедших от
начала этой войны и до наших дней, и названной потомками первой Отечественной.
Сценарии
Евдокимова
К. В. Полководец и герой войны 1812 года: [Багратион]: Урок истории для
старшеклассников//Читаем, учимся, играем.- 2007.-№10.- С.75-78.
Зайков
А., Зайкова Г. Судьба уездного города в великий год России//Читаем, учимся,
играем.-2002.-№ 5.– С. 6-16.
Зархи
С.Б. Клятву верности сдержали: Литературно– музыкальный вечер о войне 1812
года//Читаем, учимся, играем.-2007.- №6.-С. 17-26.
«Кавалергарды,
вы стяжали славу!»: Вечер мужества, славы и чести для учащихся 7-11
классов//Читаем, учимся, играем.- 2009.- №9.- С. 49-55.
Плыкина
И. В. Три поля русской славы: [Куликово поле, Бородинское поле, поле под
Прохоровкой]// Открывая книгу, открываем мир! Сборник материалов.-М.: РШБА,
2008.– С. 160-172.
Россинская
С. Кавалерист-девица//Читаем, учимся, играем.– 2011.- №11.– С. 46-51.
Свиязова
А. И. О прошлом для будущего: Познавательное путешествие учащихся 6-8
класса//Читаем, учимся, играем.-2006.-№7.- С.58-62.
Якимова
Н. В. «Земли родной минувшая судьба»: Конкурс чтецов по истории//Досуг в
школе.-2011.- №12.- С.21-26.
Викторины, игры
«День
Бородина». «Конец цитаты»/Зайков, А., Зайкова, Г. Судьба уездного города в
великий год России//Читаем, учимся, играем.-2002.-№ 5.– С. 10-11, с.13.
Каримова
Р. З. Своя игра [200 лет Отечественной войны 1812 года]//Досуг в
школе.-2011.-№12.-С.18-21.
«Время
народных героев» - это раздел выставки о событиях 1612 года. В нем
представлены сценарные материалы о суровых временах Смутного времени, на смену
которым пришло время народных героев: народного ополчения под предводительством
гражданина К. Минина и князя Дм. Пожарского.
400 лет назад они изгнали поляков из Москвы, а в феврале 1613 года
собрался Земский собор, на котором было предложено выбрать нового царя –
16-летнего Михаила Федоровича Романова. Этим событием было положено окончание
Смуты, принесшей немало горестей русскому народу. День народного единства,
ежегодно отмечаемый 4 ноября, несет в себе память о событиях этих лет,
знаменательных для России.
Колесникова
Л. А. «Суровая история твоя…»: Музыкально-исторический вечер//Читаем, учимся,
играем.- 2006.-№10.-С.78-83.
Дорожкина
Н. А. Сыны Отечества, освободившие Россию: Литературно-исторический вечер и
театрализованная постановка для учащихся
7-9 класса//Читаем, учимся, играем.-2009.-№9.-С.36.
«Город чудный, город древний…» - этот раздел выставки содержит сценарии викторин,
путешествий и познавательных игр по истории Москвы. 865 лет назад впервые Москва
упомянута в «Ипатьевской летописи», хотя археологические раскопки показывают,
что поселение на месте Москвы возникло еще в эпоху неолита. Новый город в 1147
году сделался местом важного съезда князей - ратных союзников, где князья
сговорились «жить в любви и единстве до конца живота, иметь одних друзей и
врагов и сообща стеречься от недругов». Интерес к истории Москвы как к
столице является поводом к более
глубокому познанию истории нашего государства.
Сафонова
В.В. Колесо истории: [Москва]//Досуг в школе.-2011.-№3.-С.8-10.
Неволина
Г. Мы растем вместе с Москвой: Игровая познавательная программа//Сценарии и
репертуар.-2010.-№22.-78-88.
Каракчева
Н.А. Викторина «Москва. Московский кремль»//Педсовет.-2003.-№12.-С.3.
Каракчева
Н. А. Москва златоглавая: Викторина о Москве//Читаем, учимся, играем.-2010.-
№6.-С.9- 13.
Дорожкина
Н. И. Прогулка по улице русского просвещения: Историческая экскурсия по
Никольской улице в Москве для учащихся 6-9 классов//Читаем, учимся,
играем.-2001.-№7.-С.72- 77.
«Символическая дата» - это раздел выставки, представляющий сценарные материалы к
1150-летию зарождения российской государственности. Юбилей этот будет
праздноваться после длительного перерыва. Полтора века назад инициатором
торжеств по поводу 1000-летия российской государственности стал
император-реформатор Александр II, взявший в качестве точки отсчета 862 год, когда славянские
племена позвали к себе на княжение в Новгород варяга Рюрика. Точка отсчета,
конечно же, вызывающая неоднозначное мнение, но прекрасный повод для изучения
истории символов нашего государства, патриотических игр и традиций, путешествия
по страницам истории от Рюриковичей до Романовых.
От
Рюриковичей до Романовых//Играя узнавать: Сборник викторин. Вып.2/Сост. Е. А.
Козырина, Е. С. Колосов; Свердл. обл. межнац. библиотека. – Екатеринбург:
СОМНБ, 2009.- С. 52- 56.
Мирошкина
М. Р. Мое право - мой выбор - моя ответственность: Проекты и программы по
гражданскому воспитанию детей.- М.: АРКТИ, 2008.
Мы
– патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия для учащихся 1- 11
классов/Агапова И. А., Давыдова М. А.- М.: ВАКО, 2006.
Символы
свободы и независимости: информационно- методическое издание/Сост. Е. Н.
Кошкина.- Свердл. обл. межнац. библиотека. – Екатеринбург: СОМНБ, 2008.
«Клад Ярослава» - это история
библиотек, книг и людей, связанных с чтением, потому что этот раздел посвящен
юбилейной дате основания первой библиотеки Древней Руси, основанной Ярославом
Мудрым при Софийском соборе в Киеве 975 лет назад. Для раскрытия этой темы
можно использовать сценарии, посвященные появлению библиотек, возникновению
книгопечатания, развития славянской грамоты и культуры. Не зря писали в древнем
манускрипте: «Слово книжное – свет дневной».
·
Библиотеки
в Древней Руси//Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек.-2-е изд., доп.- СПб:
Профессия, 2004.- С.52- 57.
История российского государства не
ограничивается упомянутыми датами юбилеев. Это только повод для изучения
страниц отечественной истории людьми, ощущающими духовное и кровное родство с
далекими предками, отстоявшими свободу и независимость России, и передающими
подрастающему поколению чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение
к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.