Школа
для крестьянских детей
История
села Глинского неразрывно связана с
историей нашего уральского края. Это
относится и к народному образованию.
Заслуга
распространения грамотности на Урале
принадлежит В. Н. Татищеву, который в
1721 году издал целый ряд распоряжений,
касавшихся организации школ в слободах,
и добился претворения их в жизнь. Но в
первые горнозаводские школы Урала дети
крестьян привлекались в незначительном
количестве. Приказывалось включать в
списки детей, проживавших при заводах
и приписных слободах, с оговоркой: «кроме
крестьян и бобылей».
Конечно, уже к
1786 году изменилось отношение к
крестьянству, и обучение стало для
крестьян более доступным. Но наши земляки
не могли обучать своих детей в заводских
школах по причине того, что дети были
первыми помощниками на полевых работах
и в доме. В то время было распространено
домашнее обучение. Зачастую такое
обучение ограничивалось умением
поставить подпись и азами счёта.
Новым
Уставом учебных заведений 1828 года
предписывалось открывать приходские
училища «повсюду, где есть средства».
В
1856 году открывается одноклассная
церковно-приходская школа с двухлетним
обучением в с. Глинском. Обучение
проводится по учебникам «Русская азбука»
Главинского 1861 года издания, «Русская
грамматика» Скворцова 1861 года и Половцева
1854 года издания. Преподаются Закон
Божий и основы арифметики. Последние
годы в церковно-приходской школе
преподавал священник Пётр Чернавин.
Школа находилась в одном из домов
священнослужителей и занимала одну
комнату. Школу содержало глинское
сельское общество. Сведений о
церковно-приходской школе очень мало.
Школа прекратила существование в 1869
году «по причине нежелания содержать
школу и учителя сельским обществом».
Об этом в Екатеринбургскую уездную
управу рапортовал 17 сентября 1870 года
волостной старшина Третьяков.
Следующие
два года дело народного образования,
очевидно, продолжал Пётр Чернавин, о
чём свидетельствует архивный документ
– постановление Екатеринбургского
уездного училищного совета от 22 марта
1871 года за №17, по которому было выдано
наставнику глинского народного училища
священнику Чернавину пособие в размере
90 рублей. По способу преподавания и
успешному обучению глинское училище
отнесли к первому разряду. А 7 января
1872 года Уездная управа сообщила, что «в
скором времени имеют быть преобразованы
в селениях Черемисском и Глинском
народные школы, и для этих школ подысканы
в учителя два кандидата на эти места:
отставной урядник 1 статьи Александр
Петрович Маев в с. Глинское и крестьянин
Верхнетагильской волости Григорий
Васильевич Векшин в Черемисскую народную
школу».
Остаётся загадкой, какое время
прослужил А. П. Маев в Глинском земском
училище. Но уже в 1873 году с 11 по 19 сентября
в г. Екатеринбурге проходил съезд
народных учителей, где о своём методе
преподавания рассказывала учитель
Глинской школы Парасковья Никитична
Доронина – делилась опытом преподавания
русского языка. Парасковья Никитична
имела свидетельство Педагогического
совета Екатеринбургской гимназии.
Отличалась в процессе преподавания
исполнительностью и усердием.
В это
же время началось строительство каменного
здания школы. Она открылась осенью 1876
года. К сожалению, этого здания уже не
существует. Оно было снесено, и на его
месте выстроен продуктовый
магазин.
Библиотека школы насчитывала
210 книг разного содержания. Среди них
учебников – 121. Это и «Родное слово»
Ушинского, и «Арифметические задачи»
Томаса и Евтушевского. Из мебели в школе
были 1 стол, 7 парт, 1 шкаф. В школьном
хозяйстве числилось 2 классных доски,
53 аспидных доски, 15 стеклянных чернильниц.
Часть расходов на содержание школы и
квартир для учителей брало на себя
сельское общество, но львиную долю
ассигновало земство. Попечителями
Глинского земского училища в разные
годы были П. К. Калугин, И. М. Батеньков,
С. Р. Ольков. Попечители избирались
сельским обществом один раз в три года.
Они заботились о благоустройстве школы
и быте учителей.
По сведениям
Екатеринбургского земства, в Глинском
одноклассном (со сроком обучения три
года) училище в 1876 году обучались 58
мальчиков и 12 девочек.
В Глинском
народном училище учились дети с. Глинского
и окрестных деревень, расстояние до
которых было от 1 до 7 вёрст. Далеко не
все крестьянские дети, поступившие в
земское училище, заканчивали его. Бедные
крестьянские семьи были не в состоянии
материально поддерживать детей, отданных
в школу из отдалённых деревень,
обеспечивать их едой, одеждой, обувью,
платить за квартиру. Несколько сельских
обществ, в том числе и Глинское, в 1888
году возбудили ходатайство об отмене
платы за обучение в училище, но управа
отклонила предложение.
Надо отметить,
что среди учителей земской школы в
разные годы работали очень прилежные
учителя. Были представлены к благодарности
Екатеринбургского земского собрания
помощник учителя Сорокина в 1880 году и
учительница А. Н. Зайцева в 1906 году.
После
революции 1905 года для крестьян были
открыты сельскохозяйственные училища,
которые готовили младший агрономический
персонал. В эти училища попадали дети
обеспеченных крестьян, изредка поступали
и дети из бедных крестьянских семей.
Так, в 1914 году окончил Ирбитское
сельскохозяйственное училище глинчанин
П. П. Третьяков, которому было присвоено
звание помощника агронома.
Эпоха
просвещения набирала обороты: в каждом
селе появились начальные народные
училища. А в документах за 1915 год уже
встречаем: Глинская школа становится
двухклассной: первые классы – земские,
с трёхлетним образованием (учитель
Антонина Михайловна Головина) и вторые
классы – министерские (учитель Александр
Александрович Храмцов, отставной
чиновник).
Надо сказать, что за всё
время существования земской школы
учителя старались не только прививать
ученикам азы науки. Среди школ
Екатеринбургского уезда распространилась
любовь к театральным постановкам и
концертам. Не была исключением и наша
школа. Учителя ставили спектакли с
детьми к различным праздникам и сами
охотно участвовали в них. Моя бабушка,
Анна Ивановна Калугина, будучи ученицей,
с удовольствием участвовала в постановках.
Она на протяжении всей жизни помнила
все произведения, которые учила наизусть
в школе. Это были произведения великих
русских поэтов: И. А. Крылова, Н. А.
Некрасова, А. С. Пушкина, А. Н. Майкова,
Ф. И. Тютчева…
На протяжении существования
Глинского народного училища учителя
менялись часто. Редко кто из учителей
отрабатывал более двух лет. Сказывалось
отсутствие элементарных условий
проживания, отдалённость от культурного
центра, да и с сельскими женихами зачастую
не о чем было говорить. И всё же Глинское
сельское училище было всегда на хорошем
счету в уездной управе и в округе, а
хорошие традиции в обучении были заложены
в фундамент современной школы.
С.
МАКСИМОВА.