Старообрядцы
Режевского завода.
Состояние металлургической отрасли на
Среднем Урале в конце
XVIII века
Во второй половине XVIII века началась индустриализация Южного Урала, и освоения Сибири, которые совпали с периодом смены потребителя металлургической продукции. Новые медеплавильные и железоделательные заводы стали обслуживать внутренний рынок, в частности, Поволжье и Сибирь. Таким образом, уральская промышленность, созданная для удовлетворения общегосударственных потребностей, к концу XVIII века стала обслуживать исключительно местные нужды. Часть ее продукции теперь оставалась на местах. Тем не менее, это не умаляет важной роли Урала для России и Европы. Не прекратились и связи с европейским рынком – уральское листовое железо для котлов паровых машин в XIX веке пользовалась большим спросом во Франции.
В середине XVIII в бассейне реки Реж были разведаны месторождения железных и медных руд, малахита, изумрудов, мрамора и других. Начало строительства Режевского завода - 1773 год, после того, как Савва Яковлев получил разрешение Берг-коллегии построить в верховье реки Реж чугуноплавительный и железоделательный завод. Основатель династии Уральских горнозаводчиков – Савва Яковлевич Собакин (1712-1784), позднее Яковлев. Савва Яковлев играл на Урале во второй половине века такую же роль, как Акинфий Демидов в 1725-1745 гг. Деловую карьеру начинал с розничной торговли рыбой и мясом, занимался подрядами и откупами, с помощью которых нажил огромное состояние. Купив в 1767-1769 гг. предприятия Прокофия Демидова, он стал владельцем Невьянского, Верхне-Сусанского, Шуралинского и Верхне-Нейвинского заводов, к которым в 1774 году прибавился Верхне-Исетский. В 1769-1779гг. С.Я.Яковлев построил Верхне-Синячихинский (1770 г.), Режевской (Богоявленский) (1774 г.), Ирбитский (1776 г.), Верхне-Салдинский (1778 г.) (все три с домной), Вогульский (1776 г.), Нейво-Шайтанский (1777 г.), и Алапаевский Верхний(1779 г.) заводы (они имели только молоты). Наконец, его сын Петр воздвиг Троицко-Петрокаменский чугуноплавильный завод (1790 г.). Сыновья Саввы Яковлевича активно наращивали объем производства: если в 1783 заводы Саввы Яковлевича давали 1275 тыс. пудов чугуна, то в 1800 г. – 1620 тыс. пудов.
В конце XVIII века в России начался процесс ухода государства из промышленности, который и отразился в законодательстве. В 1719 году государство объявило рудники своей собственностью и одновременно разрешило всем вести поиски полезных ископаемых. Указ от 28 июня 1782года подвел итог тайной войне государства с землевладельцами. Он позволил последним искать в своих владениях любые металлы, добывать их и перерабатывать, используя для этого крестьян или вольных людей. Особенно важным был параграф 5, оговаривая права казны на землю, он вместе с тем санкционировал раздел частниками всех природных богатств России, чем уже давно занимались заводовладельцы, а параграф 6 запретил всякое вмешательство в дела партикулярных предприятий. Если на «казенных» заводах в 1775 году использовался труд вольнонаемных (мастеровых, работных) и приписных крестьян, то на «партикулярных – частных» заводах (Режевской - Богоявленский), в основном – вольнонаемных.
Режевской завод
Первое название завода – «Богоявленский – Режевской». Впоследствии осталась первая часть названия «Режевской», а вторая часть перешла на название главного храма РПЦ в Реже «Богоявленского». Несколько строк о том, что собой представляло в XVIII веке типовое завод – поселение. Уральский горный завод, в отличие от рассредоточенных цехов в Центральной России, представлял собой единый комплекс сооружений. Инструкции Татищеву и Геннину постоянно напоминали о необходимости хорошей защиты горных заводов, и индустриализация принесла сюда оборонительную промышленную архитектуру. Организация работы на горном заводе напоминала военную службу. В XVIII веке солдаты вместе с приписными крестьянами участвовали в строительстве промышленных предприятий. Военная дисциплина была необходима для обеспечения непрерывной работы, а, кроме того, нужно было присматривать за крепостными, среди которых было немало каторжников; и те, и другие имели тесные связи с крайне ненадежной массой приписных крестьян, живших вокруг завода. Угроза со стороны башкир также требовала суровой дисциплины и милитаризации завода. Подтверждение выше изложенному - социальный статус некоторых из Лабыриных: «Режевского завода состоящий в запасе армии рядовой».
Завод располагался на берегу озера или пруда, оснащенного плотиной, строившейся по немецкой технологии и приспособленной к холодным уральским зимам. Плотины были приспособлены к климатическим условиям Урала. Геннин совершенствовал тогдашние технологии и обращал особое внимание на мелочи. В целях защиты от весеннего паводка, который мог снести плотину, строился вешняк – канал для отвода лишней воды. Спецификой Урала было и то, что плотина строилась из дерева, укреплялась глиной и усиливалась по углам чугуном. Плотина давала энергию для доменных мехов и молотов. Горный завод порождал агломерацию, т.к. все жившее вокруг него население было связано с промышленностью, а землепашество для большинства рабочих являлось вспомогательным занятием. Вблизи заводских стен, по обе стороны широкой улицы располагались избы; каждый двор имел тщательно возделанный участок земли. Первые огороды в России появились именно в Уральских заводах -поселениях.
Интересное описание Режевского завода представлено в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» изданной в Екатеринбурге 1902 году. «По основании завода, контора, с дозволения владельца Яковлева принимала на работы беглых людей по преимуществу раскольников, укрывавшихся от преследования правительства. В особо устроенной для беглецов избе, называвшейся «годовушкой», каждый беглец должен был прожить не менее года. Только по истечению года беглецы могли себе строить дома и жить открыто, заселяя левый берег реки, к югу от заводских фабрик и плотины. В последнее время некоторые начали заниматься хлебопашеством, но как побочным промыслом. На этот труд здесь пока смотрят как на унизительный для заводского жителя».
Из Невьянска пришли в Режевской завод с семьями и обосновались в нем со дня его основания внуки Спиридона Лабырина – два брата - Ивана Васильевича Лабырины. Один из них умер бездетным, зато второго Бог наградил тремя сыновьями и пятью дочерьми. Семейный клан Лабыриных разрастался. Мужчины работали на заводе мастеровыми, имея разные профессии.
Для примера: «Фома Иванов ЛАБЫРИН, Род. 1796, возраст: 1811 (15), 1812 (16), 1823 (25), 1831 (36), 1834 (37), 1850 (53), 1858 (60,5). 1831 - мастеровой Режевского з-да: "в службу вступил с 1806-го года и находился при ковке гвоздья 3 года, в раскатной фабрике работником - 15 лет, на золотых промыслах - 6 лет". Получал поденную плату - 25 коп. (ГАСО. Ф. 72. оп. 2. Д. 951. Л. 22 об.-23. № 86). Жена - Ксения Алексеева N, Род. ок. 1801, возраст: 1823 (25), 1850 (49), 1858 (56,5). Лабырины отдавали свое трудолюбие и мастерство Режевскому заводу на протяжении всей его истории вплоть до конца XX века, как бы завод не менял свое название и не преобразовывался. Мне просто повезло в жизни, что я в юношеские годы что – то успел узнать и чему – то научиться у своего деда - Лабырина Федора Николаевича (1891 – 1975), работавшего кузнецом до семидесятилетнего возраста на Режевском заводе.
Значительная часть населения Режевского завода в конце XVIII и начала XIX веков состояла из старообрядцев. По данным архивов (ГАСО. Ф. 24. Оп. 23. Д. 082) Екатеринбургской округи Режевского завода жительствующие в оном старообрядцы, их семейства и подворники 1812 год. Количество семей старообрядцев составляло – 81. К сожалению это не полный список.
«…№ 39 - Зотик Иванов Лабырин 23 годов, жена ево Евдокея Григорьвна 23 годов, сын Иван 4 годов, вдова Екатерина Алексеева 60 годов, у не сын Фома 16 годов…..». В религиозной жизни населения Режевского завода в конце XIX начале XX веков происходят те же процессы, что и по всей России. В 30 годах XIX века под давлением властей и РПЦ в Режевском заводе часть старообрядцев часовенного толка принимает «единоверие», тем самым признает верховенство официальной церкви. По данным «Общих статистических сведений по Екатеринбургской епархии за 1908 год» прихожанами единоверческой Успенской церкви состояли: лиц мужского полу – 657; лиц женского полу 592. Параллельно существовали общины старообрядцев - «часовенников», молитвенный дом (часовня находилась в здании напротив существующей швейной фабрики, где в 50 -60 годы прошлого века располагались детские ясли, сейчас этот дом, как и единоверческая церковь снесены). В 1905году Императором Николаем II был дарован «ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ, ДАННЫЙ СЕНАТУ, «ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ» 17 АПРЕЛЯ 1905 г.» В нем в частности было указано:
7) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.
8) Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.
11) Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков.
12) Распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез Комитет Министров до Высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие коих вызвано собственно неисполнением требований Устава Строительного.
С 1905 года по 1917 годы – это был короткий, но знаменательный период восстановления и расцвета Русской Православной Старообрядческой Церкви (Белокриницкой). Были распечатаны алтари Рогожских храмов, открывались новые монастыри, церкви и приходы по всей России. Купцы и промышленники РПСЦ жертвовали значительные суммы на благотворительность, строились школы, дома для престарелых. Об общине старообрядцев «Белокриницкого согласия» в Реже мне известно мало. Если у кого – то есть сведения, буду благодарен.
С. Панов (РИРО)
Использованная литература:
1. Перепись шихтмейстера Булгакова; перепись полковника Шишкова
2. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Б: Издательство Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви, 2006.
3. Порталь Р. Урал в XVIII веке – Париж: 1950.
4. ГАСО
5. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии – Екатеринбург: 1902.
6. Общие статистические сведения о Екатеринбургской епархии - Екатеринбург: 1908.