Во второй половине XVIII века началась индустриализация
Южного Урала, и освоения Сибири, которые совпали с периодом смены потребителя
металлургической продукции. Новые медеплавильные и железоделательные заводы
стали обслуживать внутренний рынок, в частности, Поволжье и Сибирь. Таким
образом, уральская промышленность, созданная для удовлетворения
общегосударственных потребностей, к концу XVIII века стала обслуживать
исключительно местные нужды. Часть ее продукции теперь оставалась на местах.
Тем не менее, это не умаляет важной роли Урала для России и Европы. Не
прекратились и связи с европейским рынком – уральское листовое железо для
котлов паровых машин в XIX веке пользовалась большим спросом во Франции.
В середине XVIII в бассейне реки Реж были разведаны месторождения
железных и медных руд, малахита, изумрудов, мрамора и других. Начало
строительства Режевского завода - 1773 год, после того, как Савва Яковлев
получил разрешение Берг-коллегии построить в верховье реки Реж
чугуноплавительный и железоделательный завод. Основатель династии Уральских
горнозаводчиков – Савва Яковлевич Собакин (1712-1784), позднее Яковлев. Савва
Яковлев играл на Урале во второй половине века такую же роль, как Акинфий
Демидов в 1725-1745 гг. Деловую карьеру начинал с розничной торговли рыбой и
мясом, занимался подрядами и откупами, с помощью которых нажил огромное
состояние. Купив в 1767-1769 гг. предприятия Прокофия Демидова, он стал
владельцем Невьянского, Верхне-Сусанского, Шуралинского и Верхне-Нейвинского
заводов, к которым в 1774 году прибавился Верхне-Исетский. В 1769-1779гг.
С.Я.Яковлев построил Верхне-Синячихинский (1770 г.), Режевской (Богоявленский)
(1774 г.), Ирбитский (1776 г.), Верхне-Салдинский (1778 г.) (все три с домной),
Вогульский (1776 г.), Нейво-Шайтанский (1777 г.), и Алапаевский Верхний(1779
г.) заводы (они имели только молоты). Наконец, его сын Петр воздвиг
Троицко-Петрокаменский чугуноплавильный завод (1790 г.). Сыновья Саввы
Яковлевича активно наращивали объем производства: если в 1783 заводы Саввы
Яковлевича давали 1275 тыс. пудов чугуна, то в 1800 г. – 1620 тыс. пудов.
В конце XVIII века в России начался процесс ухода
государства из промышленности, который и отразился в законодательстве. В 1719
году государство объявило рудники своей собственностью и одновременно разрешило
всем вести поиски полезных ископаемых. Указ от 28 июня 1782года подвел итог
тайной войне государства с землевладельцами. Он позволил последним искать в
своих владениях любые металлы, добывать их и перерабатывать, используя для
этого крестьян или вольных людей. Особенно важным был параграф 5, оговаривая
права казны на землю, он вместе с тем санкционировал раздел частниками всех
природных богатств России, чем уже давно занимались заводовладельцы, а параграф
6 запретил всякое вмешательство в дела партикулярных предприятий. Если на
«казенных» заводах в 1775 году использовался труд вольнонаемных (мастеровых,
работных) и приписных крестьян, то на «партикулярных – частных» заводах
(Режевской - Богоявленский), в основном – вольнонаемных.
Режевской завод
Первое название завода – «Богоявленский – Режевской».
Впоследствии осталась первая часть названия «Режевской», а вторая часть перешла
на название главного храма РПЦ в Реже «Богоявленского». Несколько строк о том,
что собой представляло в XVIII веке типовое завод – поселение. Уральский горный
завод, в отличие от рассредоточенных цехов в Центральной России, представлял
собой единый комплекс сооружений. Инструкции Татищеву и Геннину постоянно
напоминали о необходимости хорошей защиты горных заводов, и индустриализация
принесла сюда оборонительную промышленную архитектуру. Организация работы на
горном заводе напоминала военную службу. В XVIII веке солдаты вместе с
приписными крестьянами участвовали в строительстве промышленных предприятий.
Военная дисциплина была необходима для обеспечения непрерывной работы, а, кроме
того, нужно было присматривать за крепостными, среди которых было немало
каторжников; и те, и другие имели тесные связи с крайне ненадежной массой
приписных крестьян, живших вокруг завода. Угроза со стороны башкир также
требовала суровой дисциплины и милитаризации завода. Подтверждение выше
изложенному - социальный статус некоторых из Лабыриных: «Режевского завода
состоящий в запасе армии рядовой».
Завод располагался на берегу озера или пруда, оснащенного
плотиной, строившейся по немецкой технологии и приспособленной к холодным
уральским зимам. Плотины были приспособлены к климатическим условиям Урала.
Геннин совершенствовал тогдашние технологии и обращал особое внимание на
мелочи. В целях защиты от весеннего паводка, который мог снести плотину,
строился вешняк – канал для отвода лишней воды. Спецификой Урала было и то, что
плотина строилась из дерева, укреплялась глиной и усиливалась по углам чугуном.
Плотина давала энергию для доменных мехов и молотов. Горный завод порождал
агломерацию, т.к. все жившее вокруг него население было связано с
промышленностью, а землепашество для большинства рабочих являлось
вспомогательным занятием. Вблизи заводских стен, по обе стороны широкой улицы
располагались избы; каждый двор имел тщательно возделанный участок земли.
Первые огороды в России появились именно в Уральских заводах -поселениях.
Интересное описание Режевского завода представлено в книге
«Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» изданной в Екатеринбурге 1902 году.
«По основании завода, контора, с дозволения владельца Яковлева принимала на
работы беглых людей по преимуществу раскольников, укрывавшихся от преследования
правительства. В особо устроенной для беглецов избе, называвшейся «годовушкой»,
каждый беглец должен был прожить не менее года. Только по истечению года
беглецы могли себе строить дома и жить открыто, заселяя левый берег реки, к югу
от заводских фабрик и плотины. В последнее время некоторые начали заниматься
хлебопашеством, но как побочным промыслом. На этот труд здесь пока смотрят как
на унизительный для заводского жителя».
Из Невьянска пришли в Режевской завод с семьями и
обосновались в нем со дня его основания внуки Спиридона Лабырина – два брата -
Ивана Васильевича Лабырины. Один из них умер бездетным, зато второго Бог
наградил тремя сыновьями и пятью дочерьми. Семейный клан Лабыриных разрастался.
Мужчины работали на заводе мастеровыми, имея разные профессии.
Для примера: «Фома
Иванов ЛАБЫРИН, Род. 1796, возраст: 1811 (15), 1812 (16), 1823 (25), 1831 (36),
1834 (37), 1850 (53), 1858 (60,5). 1831 - мастеровой Режевского з-да: "в
службу вступил с 1806-го года и находился при ковке гвоздья 3 года, в раскатной
фабрике работником - 15 лет, на золотых промыслах - 6 лет". Получал
поденную плату - 25 коп. (ГАСО. Ф. 72. оп. 2. Д. 951. Л. 22 об.-23. № 86). Жена
- Ксения Алексеева N, Род. ок. 1801, возраст: 1823 (25), 1850 (49), 1858
(56,5). Лабырины отдавали свое трудолюбие и мастерство Режевскому заводу на
протяжении всей его истории вплоть до конца XX века, как бы завод не менял свое
название и не преобразовывался. Мне просто повезло в жизни, что я в юношеские
годы что – то успел узнать и чему – то научиться у своего деда - Лабырина
Федора Николаевича (1891 – 1975), работавшего кузнецом до семидесятилетнего
возраста на Режевском заводе.
Значительная часть населения Режевского завода в конце XVIII
и начала XIX веков состояла из старообрядцев. По данным архивов (ГАСО. Ф. 24.
Оп. 23. Д. 082) Екатеринбургской округи Режевского завода жительствующие в оном
старообрядцы, их семейства и подворники 1812 год. Количество семей
старообрядцев составляло – 81. К сожалению это не полный список.
«…№ 39 - Зотик Иванов Лабырин 23
годов, жена ево Евдокея Григорьвна 23 годов, сын Иван 4 годов, вдова Екатерина
Алексеева 60 годов, у не сын Фома 16 годов…..». В религиозной жизни населения
Режевского завода в конце XIX начале XX веков происходят те же процессы, что и
по всей России. В 30 годах XIX века под давлением властей и РПЦ в Режевском
заводе часть старообрядцев часовенного толка принимает «единоверие», тем самым
признает верховенство официальной церкви. По данным «Общих статистических
сведений по Екатеринбургской епархии за 1908 год» прихожанами единоверческой
Успенской церкви состояли: лиц мужского полу – 657; лиц женского полу 592.
Параллельно существовали общины старообрядцев - «часовенников», молитвенный дом
(часовня находилась в здании напротив существующей швейной фабрики, где в 50
-60 годы прошлого века располагались детские ясли, сейчас этот дом, как и
единоверческая церковь снесены). В 1905году Императором Николаем II был дарован
«ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ, ДАННЫЙ СЕНАТУ, «ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ»
17 АПРЕЛЯ 1905 г.» В нем в частности было указано:
7) Присвоить наименование
старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем
последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви
Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое
богослужение по старопечатным книгам.
8) Признать, что сооружение
молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение
ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые
существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.
11) Уравнять в правах старообрядцев и
сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с
православными смешанных браков.
12) Распечатать все молитвенные дома,
закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез
Комитет Министров до Высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных
мест, кроме тех молелен, закрытие коих вызвано собственно неисполнением
требований Устава Строительного.
С 1905 года по 1917 годы – это был короткий, но
знаменательный период восстановления и расцвета Русской Православной
Старообрядческой Церкви (Белокриницкой). Были распечатаны алтари Рогожских
храмов, открывались новые монастыри, церкви и приходы по всей России. Купцы и
промышленники РПСЦ жертвовали значительные суммы на благотворительность,
строились школы, дома для престарелых. Об общине старообрядцев «Белокриницкого
согласия» в Реже мне известно мало. Если у кого – то есть сведения, буду
благодарен.
С. Панов (РИРО)
Использованная
литература:
1. Перепись
шихтмейстера Булгакова; перепись полковника Шишкова
2. Мельников Ф.Е.
Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Б: Издательство
Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской
Православной Старообрядческой Церкви, 2006.
3. Порталь Р. Урал
в XVIII веке – Париж: 1950.
4. ГАСО
5. Приходы и церкви
Екатеринбургской епархии – Екатеринбург: 1902.
6. Общие
статистические сведения о Екатеринбургской епархии - Екатеринбург: 1908.