Судьба русской женщины-крестьянки 20 века. Наша история
Серафима Андреевна Лямина. Родилась 100 лет назад, 6 июля 1915 года. Ушла в мир иной 17 октября 1995 года. Глядя на годы жизни этой русской женщины-крестьянки, родившейся в дореволюционной России и закончившей свой жизненный путь в новой России конца двадцатого века, можно только удивляться тому, как эта женщина не сломалась от ударов судьбы, выпавшей на её долю, и смогла выжить, вырастить и воспитать детей.
Серафима Андреевна родилась в многодетной крестьянской семье Головиных Андрея Васильевича и Парасковьи Гермогеновны, в деревне Климино Ивановского сельского совета Костромской области. Там же прошли её детство и юность. Она не получила практически никакого образования, но была родителями воспитана глубоко верующим в Бога и верным заповедям Христа человеком. И в этом не изменила себе до конца своих дней, не смотря на все выпавшие на её долю невзгоды и утраты.
А испытания для неё начались с самого начала жизни. 1917 год. Революция. Гражданская война. Разруха. Голод. Болезни. Всё это сполна пришлось пережить крестьянской семье Головиных А.В. и П.Г. К счастью, все дети, а их было в семье пятеро – четыре дочери и сын – выжили и, став взрослыми, создали свои семьи.
Нашла своё семейное счастье и Серафима Андреевна. 16 декабря 1934 года был зарегистрирован её семейный брак с красивым стройным молодым человеком – Иваном Павловичем Ляминым. К сожалению, время в жизни жителей русских деревень было неспокойным и неудачным для создания счастья молодой семье. Шла коллективизация сельского хозяйства. Жестоко ломался уклад крестьянской и православной жизни селян. И в такие горькие времена начиналась семейная жизнь молодой семьи Ляминых И.П. и С.А. Из числа старших поколений родственников были и раскулаченные семьи.
Но молодость брала своё. И в 1936 году в семье Ляминых И.П. и С.А. родилась дочь, в 1938 году сын и в 1941 году, за полтора месяца до начала войны, родилась вторая дочь. Судьба подарила Ивану Павловичу и Серафиме Андреевне всего лишь шесть с половиной лет семейной жизни. В конце июня месяца 1941 года Иван Павлович был призван на фронт. Семье он прислал всего три письма с Ленинградской области. Последнее в ноябре 1941 г. И всё (на все запросы Подольский Архив МО отвечает: пропал без вести).
А молодая 26-летняя Серафима Андреевна, единственный трудоспособный человек в семье с тремя детьми и совершенно слепой свекровью Анной Ивановной, осталась выживать в деревне Климино. И только одному Богу известно, как смогла эта семья пережить военные годы.
Серафима Андреевна была членом колхоза и работала на колхозных полях и фермах с утра до позднего вечера. Колхозники сеяли лен, зерновые культуры, сажали картофель, овощи и ухаживали за скотом. В выращивании полевых культур и в животноводстве преобладал ручной труд. Частично выручали лошади, не отправленные на фронт. Да упрямые быки, на которых в лютые зимние морозы одетые далеко не по погоде женщины, уливаясь и умываясь слезами из-за упрямства непослушных быков, возили сено для колхозной и своей скотины и дрова для топки печей.
Да… Четыре военных года те женщины умывались слезами… Но делали непосильную для них, неженскую работу… Они понимали, что иначе нельзя... Что они, как и их мужья на фронте, воюют с фашизмом. И вышли из войны победителями!
«Интересной» была система оплаты труда колхозников: за день работы – трудодень! Это палочка в журнале с фамилиями колхозников. Наступала осень, палочки подсчитывали, и по результатам работы колхоза за год колхозники по количеству заработанных палочек получали расчет в виде натуральной сельскохозяйственной продукции. В случае неурожая палочки теряли часть своей стоимости. Семья Серафимы Андреевны жила за счет домашнего хозяйства: корова, овцы, куры, огород. А с этого ещё и причитался обременительный государственный налог в виде натуральной продукции. Для того чтобы иметь хоть какие-то деньги, было необходимо ехать в город на базар и продавать зерно, картошку и т.д.
Для женщин, оставшихся без мужей, всегда была проблемой заготовка дров на зиму для отопления своих домов. Объединившись, они брали топоры да ручную пилу «дружбу» и шли в лес. Там вручную пилили деревья на чурки, которые с «горем пополам» вывозили из леса и дома кололи их на дрова. Серафима Андреевна вспоминала и такое: по весне, когда ещё было прохладно и печку надо топить, а дрова израсходованы, она уходила на работу, а старшая семи – девятилетняя дочка брала слепую бабушку за руку и вела её в лес. Там дочь собирала упавшие сучья деревьев, и бабушка несла собранную ношу домой. Тем и топили печку.
Написать о том, что являлось продуктами питания и как питались селяне в те годы, потребуется в статье слишком много места. Пережившие те годы вспоминали, например, такое удивительное явление в их жизни. Осенью 1940 года в колхозе собрали очень высокий урожай картофеля. И часть урожая пришлось заложить в выкопанные большие земляные ямы. Зиму перезимовали, а та картошка в 1941году так и не потребовалась и осталась в ямах. Позднее про неё забыли. Но весной 1942 голодного года вспомнили о том, и жители деревни по ночам стали «воровать» то колхозное добро. Копали это плотно слежавшееся картофельное месиво, промывали водой и отстоявшийся крахмал расходовали для приготовления пищи.
Два послевоенных года, со слов Серафимы Андреевны, оказались неурожайными и очень-очень голодными. В семье недоставало не только продуктов питания, но и одежды, обуви. Не было во что одеть детей, чтобы отправить их в школу в соседнее село. Жуть беспросветная…
В небольшой статье невозможно описать все трудности жизни семьи в те военные и послевоенные годы.
А годы шли. Дети взрослели, и их было необходимо как-то готовить к взрослой жизни. Оставаться в исчезающей деревне в условиях бедности никому не хотелось. Но для выезда из деревни существовала почти непреодолимая преграда. Колхозникам не выдавали паспортов! А без паспорта в городе ты никто. И в возрасте 16 лет старшая дочь Серафимы Андреевны, в прямом смысле слова, убежала из деревни в лес на лесозаготовки. Поработав там некоторое время, она получила паспорт и в 1959 году уехала в город Реж, где уже обосновались семьи старших сестер Серафимы Андреевны.
Призвавшись в Советскую армию и отслужив три года, в 1961 год в Реж на жительство приехал сын Серафимы Андреевны.
Младшая дочь, чтобы получить паспорт, со свидетельством о рождении уехала к родственникам в город Березники Пермской области. Повзрослев и получив паспорт, возвратилась в родную деревню. Но в 1961 году и она уехала на жительство в город Реж.
В деревне, где оставалось лишь семь домов, Серафиме Андреевне стало совсем одиноко. И по предложению детей она покинула деревню, оставив там более тридцати лет колхозного трудового стажа, неподлежащего в зачет при выходе на пенсию по старости. Продав свой домик, в начале 1963 года она приехала в город Реж. Благо, что в Реже дома в то время были недорогими, им удалось купить ей маленький домик на переулке Гоголя №20. С помощью родственника с самым распространенным русским именем – Иван Иванович, который первым проторил своим родственникам дорогу с Костромской земли в Реж, Серафима Андреевна получила гражданский паспорт и права гражданки Союза Советских Социалистических Республик. И через несколько дней вышла на работу техничкой в плавильный цех Режевского никелевого завода.
Начался отсчет её рабочего стажа. Но сил и здоровья у неё уже было не достаточно, чтобы заработать полную пенсию. Поработав на РНЗ 7,5 лет и умудрившись заполучить фиктивную справку о еще нескольких годах какого-то трудового стажа, в 1971 году в возрасте 56 лет она уволилась с завода по выходу на пенсию. Сумма месячной пенсии составила 31 рубль! (это при максимальной трудовой пенсии в те годы - 120 рублей). Но и эту пенсию она считала за счастье.
Привыкшая к крестьянскому труду Серафима Андреевна, выйдя на пенсию, стала заниматься огородными делами и много времени уделять своим внукам и внучкам, которые её очень любили, равно как и она их. С внуками и в одиночку она ходила в ближний лес по грибы. Любила встречать гостей и угощать их своими незамысловатыми угощениями. Так в течение зимы она могла неоднократно всего за ДВА рубля (20 копеек за 1кг - такой была в советское время розничная цена мелкой скумбрии, поступавшей в магазин замороженной в плиты весом 10кг) купить десятикилограммовую плиту замороженной рыбы и по собственному рецепту закоптить её у себя дома в русской печи. И приглашала к себе в гости родственников и соседок-подруг. Было достаточно для всех! Да ещё и своим «деревенским» квасом всех напоит.
Некоторыми рецептами приготовления её уникальных крестьянских блюд родственники пользуются и теперь. А внучки и внуки часто вспоминают её вкусности, которыми она их в детстве угощала.
Пенсия Серафимы Андреевны была мизерной и, чтобы пополнить свой бюджет, она вязала шерстяные шапочки, носки, варежки, шарфики и продавала их. Продавала и выращенные на огороде овощи и зелень. Короче, безработной не была.
Годы шли, и Серафима Андреевна всё больше теряла свои силы и здоровье. Жить в частном стареньком доме становилось все труднее. И в 1981 году её старшая дочь переселила её в новую однокомнатную квартиру. В дочериной квартире она прожила 14 последних лет своей жизни, не забывая в летнее время свою «дачу» и подруг на переулке Гоголя и радуя своих родных и близких своим с ними общением. Общаясь с людьми, она никогда не повышала свой голос, не конфликтовала. Зная её добрый характер, люди тянулись к ней. Она для них была центром притяжения. Поэтому и квартира, и частный дом-дача никогда не скучали по её гостям. Приходили запросто – поговорить «по душам». Эта мудрая женщина, по которой безжалостно прокатилось жестокое колесо нашей истории 20 века, и после всех испытаний на прочность осталась доброжелательной к людям, всегда готовой прийти им на помощь. Не смотря на все унижения со стороны государства, она смиренно несла по жизни свой крест и на удивление другим всегда старалась отстоять и сохранить чувство собственного достоинства. И этим заслуживала уважение к себе окружающих.
Серафима Андреевна прожила 80 лет. И её судьба распорядилась так, что весь 70-летний советский период жизни страны со всеми его трагическими событиями вписался в годы её жизни. Но она выстояла и не сломалась.
Оглядываясь на прошлое и вспоминая этого человека, думаю: какой же это был удивительный человек! Какой силой духа надо было ей обладать, чтобы пережить такие испытания и не сдаться невзгодам! Это же Человек с большой буквы! Это Женщина, которая могла действительно пройти через огонь и воду! Это настоящий образ русской женщины-крестьянки 20 века, каких в нашей стране были миллионы. Десятки миллионов! И сегодня я преклоняюсь перед их памятью …
Б.В.Вавилов
газета //Новости Режа. 6 марта 2015г /№08 (459)