«Уральский Иерусалим»
на стыке четырех районов Путевые заметки
Занимаясь сбором исторических материалов о таком культурном пласте, как
историческое и культурное наследие старообрядцев Среднего Урала и в частности
Режевского завода и его окрестностей, шаг за шагом начинаешь разматывать
историческую нить событий в жизни людей Режевского уезда и сопредельных
территорий конца XVII века и начала XX века.
Отправной точкой журналистских поисков, конечно, послужил Режевской
завод и жители его поселка. Более глубокое изучение предмета в Государственных
архивах, областных музеях, встречах с интересными людьми на территории
Режевского округа и области приводит к выводам, что эта тема практически «TERRA
INCOGNITA».
В путевых заметках рассказывалось о селах Березовского района –
Сарапулка и Становой, их судьбе, неразрывно связанных исторически с Режевским
заводом. Так вот, работая в этом направлении, путь журналиста и историка привел
меня в село Арамашка Режевского городского округа, о чем и был рассказ в
предыдущем номере нашей газеты. В беседе с одной из старейших жительниц села
Арамашка - Бачининой Екатериной Григорьевной, в девичестве Маньковой -
выяснилась одна интересная деталь, что приверженцы Русской Православной
Старообрядческой Церкви этого села, не имея своей церкви, ходили молиться почти
за сто верст в село Южаково.
Если ехать из Режа через село Липовское, деревни Фирсово, Мостовая,
Кайгородское, Корнилова часа через полтора попадаешь в село Южаково. Первые
поселенцы этого села были из числа старообрядцев и гулящих людей. Основание
села совпадает по времени со строительством первых железоделательных заводов на
Урале – начало XVIII века. Население села занималось хлебопашеством,
скотоводством, владело разными ремеслами - от производства стекла, зеркал и
пимокатанья до скорняжного дела и выпечки различных хлебобулочных изделий.
Особо село Южаково славилось своими пряничными. Пряничное дело было семейное,
работали жёны, снохи и дочери. И по сей день секреты хлебопеков и кондитеров
передаются в этом селе из поколения в поколение. Да и как наш Реж, который
славился так же своими знаменитыми пряничными и мастерами кондитерами, не
вспомнить по этому поводу! Но это уже отдельная тема для отдельного рассказа.
Первые поселенцы села Южаково с другими общинниками-«кержаками»
построили деревянную часовенку. Вот так и обустраивали свою жизнь – навеки.
Село большое, раскинулось вдоль реки Ямбарка (приток реки Нейва) на пять
километров. Можно только себе представить красоту, величавость и богатство
этого кержацкого села в начале XX века. Село Южаково стоит на стыке современных
территорий четырех районов: Алапаевского; Режевского; Нижнетагильского,
Невьянского, - и было своеобразным «Иерусалимом», куда ходили
паломники-старообрядцы поклониться и помолиться лику иконы местоночтимой Святой
Преподобной Параскеве. Эта святая почиталась на горнозаводском Урале наравне с
древнерусскими святыми. После 1917 года следы иконы с ликом Святой Преподобной
Параскевы теряются. Единственный лик Преподобной, как и лик Святого Антония
Печерского, сохранился в виде фрески (народной иконы) в церковном здании
поселка Мурзинка, где теперь находится минералогический музей.
Не в пример Режу в селе Южаково древлеправославная вера, традиции и
духовность сохранились и по сей день. Гордость и уважение к своим предкам
прослеживается в делах и беседах и с современниками, и с директором школы, и с
простыми людьми, и с представителем власти.
«На старообрядцах все село держится», - так говорит глава местной
власти Акулов В. М., человек лет тридцати пяти.
Хоть и нет Церкви и Часовни в селе (последствия деяний советской
власти), а присутствие и уклад жизни во всем – старообрядческое благочестие.
Это видно и в ухоженности старообрядческого кладбища, расположенного в сосновом
бору, и опрятности сельского быта, школьного музея, где уникальная экспозиция
по истории села, в том числе и истории староверов. Но самое поразительное – это
школьный стенд во всю стену с фотографиями бородачей – старообрядцев с орденами
и медалями, защищавшими в годы Великой Отечественной войны с оружием в руках
«веру и отечество». С фотографий глядят на нас целые семьи старообрядцев, как
жили семейно, так и семьями Родину защищали. Внуки, правнуки – теперешние
школьники - каждый день проходят под пытливыми и строгими взглядами своих дедов
и прадедов-старообрядцев, и нет среди Южаковской молодежи «иванов, не помнящих
родства».
А чтобы связь духовная во времени не прервалась, как и в Становой
Березовского района, так и в Южаково, главы местных администраций реально
готовы оказать любую посильную помощь в возведении или восстановлении
старообрядческих Церкви или для начала Часовни. В Становой для этого и здание
сохранилось, а в Южакове земельный участок с «намоленным» местом есть.
Есть еще в нашем Уральском крае и духовность и бережное отношение к
историческому наследию, и хочется еще раз побывать в этом селе, поговорить с
этими прекрасными людьми, послушать их исторические рассказы, и помочь им хотя
бы словом, на них и их детях будет лежать возрождение Урала, и России.
С.Панов
Новости Режа № 14(310) от 06.04.2012г.