Всё начиналось тридцать лет назад
(К юбилею средней школы №2)
Тридцать лет назад начала работать в Реже новая школа, школа № 2, которая была построена в сосновом бору на окраине города. Если бы счет улиц продолжался как прежде: 1я Северная (теперь Большевиков), 2-я Северная (теперь Энгельса) и т.д., то школа оказалась бы на улице 8я Северная. Но улица, где строилась школа, уже была названа к тому времени Спортивной. Школа спряталась от шумной улицы за ручьем, за небольшим лесочком. Войти в школу можно, поднявшись на высокое крыльцо.
Необычное расположение школы по отношению к улице Спортивной – это хорошее солнечное освещение в классах, и уличный шум не мешает занятиям. Проект здания - типовой. Но то, что происходило и происходит за стенами здания в каждой школе - школьная жизнь и школьный дух - у каждой школы свои. Это - свои традиции и свои герои.
Средняя школа № 2 начала создавать свои традиции в далеком 1987 году. Время становления школы совпало с трудным положением в стране как в политическом, так в экономическом плане. Но школа была нужна, и школа выжила.
Острая необходимость строительства новой школы в микрорайоне «Семь ветров» появилась в связи с увеличением количества детей школьного возраста. Строительство велось силами городских строительных организаций. Помогали строителям комсомольцы Режевского Механического завода (руководитель группы молодежи - Пылина Елена Борисовна). Рабочие и служащие завода на субботниках и воскресниках бесплатно выполняли посильную работу. Курировал стройку от завода Русаков Анатолий Афанасьевич.
Большой заботой директора новой школы Раева Юрия Меркурьевича было обеспечение учебных кабинетов инвентарем и методическими пособиями к 1 сентября, началу учебного года. Ему пришлось не раз съездить и в Свердловск и другие города области. Но все необходимое для занятий было приобретено.
В школе, кроме классных комнат, были оборудованы спортивный зал, мастерские, кабинет школьного врача, стоматологический кабинет и – гордость всего района – компьютерный класс. Первым специалистом в нем работала Мохова (Суздалева) Татьяна Аркадьевна. И уроки проводились для всех старшеклассников района. Ее дело продолжили Белькова Галина Михайловна и Собянин Олег Алексеевич.
Для обеспечения трудового обучения учащихся были созданы мастерские, построена теплица. Школьники изучали столярное и слесарное дело, девочки учились шить и готовить пищу, а старшеклассники еще и познавали азы агрономии.
Главной задачей на первые 3 года для администрации школы являлось создание работоспособного творческого педагогического коллектива, способного осуществлять обучение, воспитание, развитие каждого ребенка, учитывая его индивидуальные способности. Первый школьный организационный педсовет в августе 1987 года показал возможности успешного решения поставленной задачи. Партийная организация (секретари - Львова Екатерина Леонидовна, Казанцева Ангелина Николаевна), комсомольская организация (секретарь Тихомирова Лилия Эрнестовна), пионерская организация (старшие пионервожатые Малоткурова Светлана Николаевна и Агеева Наталья Владимировна) помогали в организации как педагогического, так и ученического коллективов. Учителя прибывали из других школ города и из учебных заведений после окончания учебы. Классы комплектовались по заявлениям родителей. Некоторые классы переводились из школы № 5, которая работала с большой нагрузкой.
Многие наши родители работали на Механическом заводе. Партийная организация завода (секретарь Сухов Герман Александрович) вместе с классными руководителями организовала своего рода «Боевые листки» по результатам учения за месяц, за четверть, которые вывешивались на проходной. Все заводчане видели успехи детей, родители которых трудились рядом с ними. А с папами и мамами неуспевающих учеников беседовали индивидуально.
Школа жила не только уроками. В гости к школьникам приезжали с концертами артисты Свердловской государственной филармонии. С ними был заключен договор, и встречи были частыми.
Походами по окрестностям города увлекались многие учителя. Руководитель туристов Голендухин Владислав Николаевич с детьми совершал очень сложные категорийные походы: по рекам сплавлялись, в горы поднимались, пещеры исследовали, знакомились с минералами родного края, изучали историю родного края не по учебникам. Повезло тем детям, которые побывали с учителями в походах и поездках по родному краю, повидали красоты нашего Урала и других удивительных мест страны. А посещение детьми театров и музеев в Свердловске было для того времени обычным явлением.
Учителей физкультуры в нашей школе было много. Уроки проводились в прекрасном зале, начиная с первого класса. А зимой все становились на лыжи. Для маленьких лыжня по школьному двору, благо он большой, а старшие дети успевали за урок прокатиться по заснеженному лесу. Да и стадион тоже недалеко от школы. Многие дети из нашей школы занимаются в ДЮСШ (детско-юношеской спортивной школе), участвуют в соревнованиях самого высокого ранга. Даже спортивный класс был в школе, волейбол и у мальчиков и у девочек вел Ярошенко Виктор Леонидович.
Молодые специалисты эстетического цикла старались свои уроки превратить в уроки учения мастерству. Пастухова Мария Павловна, окончившая художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного института, начала обучать детей бумажной пластике. И долгое время ее кабинет украшали бумажные экспонаты выставок: величественные замки, геометрические и другие фигуры. Лахина Светлана Евгеньевна после окончания Государственной консерватории старалась научить детей слушать музыку и правильно петь. Хор школы много раз был призером районных конкурсов самодеятельности. Пестова Вера Кузьминична вела занятия театральной студии. А Коростылева Татьяна Михайловна в специально оборудованном классе проводила уроки танца.
В литературных гостиных проходили праздники для детей. Учителя Попова Светлана Германовна, Римашевская Лариса Валерьевна, Глинских Любовь Алексеевна, Зимина Наталья Ивановна воспитывали у детей любовь к родному слову. Проработавшая совсем немного в нашей школе Смирнова Лилия Анатольевна – учитель русского языка и литературы даже в среднем звене проводила «пятиминутки» на уроке, посвященные поэтам. Героев «пятиминуток» - поэтов выбирали сами дети.
А иностранному языку учили: французскому – Кокотова Антонина Антоновна, влюбленная в свой предмет на протяжении уже более 40 лет; английскому – Носова Ирина Брониславовна, задававшая пример своим ученикам; немецкому – Филатова Вера Андреевна, которая с первых уроков начинала говорить с детьми на иностранном языке.
С приходом в школу Шубиной Марии Федоровны изменился взгляд на уроки истории у наших старшеклассников. Они не только учили «параграф» из учебника, а готовились к семинарам, «политбоям» и «судам присяжных». Многие ее ученики вместо экзамена по истории защищали свои исследования.
Физика и школа № 2 – это, несомненно, Вылегжанина Наталья Степановна. Ее метод преподавания – уважение своего ученика. Поэтому и результаты ее детей в учебе очень высокие.
Математика - сложная наука, и преподавать ее не так-то просто. Более 40 лет учила детей строгим законам математических наук Ковалева Екатерина Викторовна. Быкова Светлана Викторовна и Рычкова Татьяна Николаевна ведут математику с первых лет работы школы, стараются показать ребенку, прежде всего, логику «математических рядов».
География в школе начиналась на уроках Ошуева Юрия Ивановича. На первых порах изучение этого предмета проходило и в кабинете и в полевых условиях – на экскурсиях по родному краю.
Труд в теплице в первые годы работы нашей школы был обязательным для учеников среднего звена. Это было царство Андреевой Екатерины Степановны. Лук зеленый, рассада различная, цветы выращивались в нашей теплице. Домоводству и шитью девочек стали обучать Казанцева Ангелина Николаевна и Козырева Тамара Федоровна.
Бессменный руководитель ОБЖ и организатор соревнований в нашей школе – Подковыркин Петр Сергеевич. Человек, прошедший закалку в армии, может многому научить своих учеников.
Титова Надежда Николаевна, Стригина Ирина Николаевна, Воробьева Наталья Александровна – выпускники Нижнетагильского пединститута. Биологию и химию изучали они в институте, а потом стали преподавать в школе. Знакомство детей с живым миром проходит интересно на их уроках.
Про праздники и обучение в начальной школе можно говорить много. Каждый учитель творчески подходил к встрече со своими учениками и их родителями. «Прощание с Букварем», поздравление мам и бабушек к празднику 8е марта, праздник «Военной песни» к 23 февраля, «Зарница», родительские собрания и многое, многое другое. Именно начальная школа чутко реагировала на появление новых программ обучения. Программа по Занкову стала обычной в нашей школе. А вот по методу Эльконина-Давыдова учился только один класс Исаковой Марины Валентиновны.
Людмила Алексеевна Каткова работала в школе с самого первого дня, имеет большой опыт по организации учебного процесса. Учитель, завуч, директор, Людмила Алексеевна, с особой теплотой вспоминает о времени сплочения учителей нашей школы в единый коллектив.
Не обо всех преподавателях здесь сказано, потому что общее количество работавших и работающих в школе – более трехсот человек. И каждый учитель - часть того коллектива, который называется коллективом средней школы № 2. И о каждом преподавателе можно сказать – старался донести до своих учеников то доброе и разумное, что помогает человеку жить среди людей.
Соскова Л.Я.