Грашин Р. Кровельщик делал на заре XX века фотохронику Режа : [воспоминания внучки о Александре Матвееве, Реж] / Рудольф Грашин // Областная газета. – Екатеринбург, 2019. – 28 июня. (№ 107-111). – С. VII
В номере «Облгазеты» за 21 мая был опубликован материал о передаче церкви во имя Святого Иоанна Предтечи в Реже Екатеринбургской епархии. Публикация сопровождалась снимками, на одном из которых был запёчатлён момент строительства храма в 1901 году. Автор фото был неизвестен, снимок газете предоставил из своих фондов Режевской исторический музей, так и подписали. И полной неожиданностью стал звонок в редакцию пенсионерки из Екатеринбурга Любови Степановой, которая сообщила, что снимок сделал... её дед Александр Матвеев.
Крыши не текут сто лет
Как выяснилось, Александр Матвеев - автор множества фотографий, иллюстрирующих жизнь Режевского завода в начале XX века - так тогда назывался будущий город.
Александр Иванович Матвеев работал не только фотографом. Он был жестянщиком, кровельщиком, а после революции и фотокорреспондентом газеты «Большевик» в Реже, - рассказывает Любовь Константиновна. - Одно время, после закрытия Режевского завода, трудился шахтёром в Буланаше.
Он же со своим напарником Степаном Рубцовым крыл крышу той самой церкви во имя Святого Иоанна Предтечи в Реже, а также местную школу №1. Удивительно, но и на церкви, и на школе кровля цела до сих пор. Поражает не только мастерство кровельщиков, но и качество местного металла. Не зря в середине XIX века ре- жевское кровельное железо считалось эталонным.
В доме у Метенкова
Как вы определили, что эту фотографию сделал ваш дед? - спрашиваю Любовь Константиновну.
- В детстве я видела этот снимок у нас дома. Дед оформлял фотографии на паспарту, выглядело всё шикарно. У него был большой архив, он ездил по деревням как фотограф, выполнял частные заказы. Зная про это, даже спустя годы, особенно во время войны, когда многие теряли родных, к нему приходили женщины и просили отпечатать снимки их мужей, сыновей или отцов, ушедших на фронт. Рассказывали: где, когда, при каких обстоятельствах мой дедушка мог их запечатлеть, - вспоминает Любовь Степанова. - И вот дед Александр Иванович шёл в свой амбар, где деревянные полки были заставлены металлическими ящиками, в которых он хранил негативы - стеклянные фотопластинки. На каждом ящике было написано, в каком году и в каком селе был сделан негатив, поэтому он легко находил, что искал.
По словам Любови Степановой, её дед родился в 1877 году и трагически ушёл из жизни в 1958 году. В 12 лет он пришёл работать на Режевской завод где и научился мастерски обращаться с листовым железом, а позже «заболел» фотографией. Отец его, Иван Матвеев, специально ездил в Екатеринбург в фотографический магазин Метенкова, чтобы купить сыну фотоаппарат. Позднее Александр Матвеев станет часто бывать у Вениамина Метенкова. На обороте одной из фотографий, что нам показала Любовь Степанова при встрече, так и написано: «Снято 21 января 1915 года ночью при электрическом освещении в доме Метенкова». Тогда и электрический свет был в диковинку, и сам процесс съёмки при искусственном освещении требовал особого мастерства.
Самовары для пельменей
Удивляет, что всеми этими премудростями овладел человек с несколькими классами церковно-приходской школы. А ещё у Александра Матвеева была большая библиотека, часть книг из которой он давал читать другим, при этом вёл картотеку: кому и когда выдал книжку. Земляки заказывали у него не только книги, но и открытки с видами родного заводского посёлка.
- Когда в 1911 году заводчики Яковлевы остановили производство, многие стали уезжать в поисках работы и, видимо, скучали по родным местам, поэтому к деду часто поступали просьбы выслать «видочков Режевского завода», - говорит Любовь Степанова.
Сам Александр Матвеев тоже оказался среди тех, кто пострадал от закрытия завода, но без дела сидеть не стал. Тогда денег для расчёта с рабочими у заводчиков не хватило, предложили брать железом. Матвеев согласился, и металлические листы привезли ему во двор только что построенного дома. Список изделий, которые он смастерил из них вместе с напарником, поражает: вёдра, ванны, ковши, корыта, пудовки, лейки, шабалки для углей, печные заслонки, умывальники, формы для куличей, трубы с коленом для самоваров и... самовары для пельменей. Сам Александр Матвеев писал об этом: «Железо было мягкое, податливое и не ржавело». Зимой на нескольких подводах товар увезли на Ирбитскую ярмарку.
Разбитые фотопластинки
Но главным пристрастием Александра Матвеева всё же была фотография. Тогда как же. так получилось, что имя это почти забыто, да и и фотографий его сохранилось немного? Трагическим стал для него 1919 год: от тифа умерли два брата, жена, а затем и двенадцатилетняя дочь, которая ухаживала за матерью. Ещё одно испытание - 1938 год, когда власти дали три дня, чтобы убрать дом и освободить место для строящихся цехов завода. Перевозить пришлось не только дом, но и весь свой фотоархив. Справился. Но в 50-х годах дочери, что жили рядом, потребовали продать дом, в котором он поселился.
Как-то так получилось, что пенсию он не получал, хотя всю жизнь трудился. Две дочери, что жили рядом, содержать деда не хотели. Дом продали, архив перевезли к одной из дочерей в амбар, сам он уехал в Свердловск, - вспоминает Любовь Константиновна. - Когда вернулся - там уже всё было разграблено, осколки стеклянных фотопластинок валялись на полу. Он и не выдержал этого, ведь фотография была делом всей его жизни.
Сейчас Любовь Константиновна пытается собрать уцелевшие фото и книги из библиотеки деда. На страничке в «Одноклассниках» записала воспоминания о нём.
- Из нашей семьи я последняя, кто знал дедушку, а мне уже девятый десяток пошёл. Поэтому пытаюсь ещё что-то записать, оставить память о нём, - говорит Любовь Степанова.
Рудольф ГРАШИН
|