Недавняя поездка в село Южаково, что на территории пригородного района Нижнего Тагила принесла некоторые приятные неожиданности, связанные с историческим наследием Горно – заводского Урала. В историческом прошлом коренных родословий Уральцев всегда найдется предок и не один – то ли мастеровой с заводов, то ли рудознатец и горщик, а может и мастер-гранильщик по Уральским самоцветам. В описываемой поездке ставилась определённая цель: на основании преданий местных старожилов-старообрядцев найти место или материальные следы последнего скита монахинь-скитниц, староверов, в окрестностях села Южаково. По преданиям южаковских старцев и старушек – дочери последнего наставника старообрядческой общины «часовенных» Татьяны Семёновны Фалалеевой в конце 40 х. годов прошлого века недалеко от здания часовни на территории старообрядческого Южаковского погоста в землянке обретались три-четыре монахини из разоренного богоборцами старообрядческого скита.
Почему монахини поселились на кладбище, а не в часовне? Причина в те времена известная. Часовня была у староверов отобрана и там поместили пункт осеменения скота. Но пункт просуществовал недолго и по обычаю - сгорел. Монахини в начале 50х годов в один день просто исчезли, как в воду канули, а староверы южаковские поставили навес над землянкой и стали там на молитвы собираться. В конце прошлого века и это последнее место, прибежище староверов, порушили. В беседах с Татьяной Семеновной Фалалеевой – твердой старообрядкой, которой уже под девяносто лет, выяснилось, что рядом с землянкой-скитом должна вроде бы быть могила одной из скитниц.
Прошлым, 2014 годом, внук Татьяны Семеновны Алексей с товарищами из села Южаково поставили поклонный крест на месте жития последних скитниц-насельников и в память о часовне. Поклонный крест ставили зимой и рядом в снегу, обнаружили остатки сваленных каких-то старообрядческих надгробий, заросших лишайником и мхом. Вот их-то сначала и посчитали остатками чего-то материального от скита или намогильными плитами монахинь. Но при детальном изучении в июне этого года, находки вызвали сначала недоумение, затем удивление, переходящее в знакомое для историка предчувствие азарта какого-то открытия.
При очистке фрагментов надгробий от лишайников и слоя земли, открылись части уникального по исполнению и красоте надгробий, выполненных Уральскими мастерами в конце XIX - XX веков из мрамора. После черновой «меловой» обработки можно было утвердительно почитать все надписи. Намогильные памятники принадлежали родственникам: Самойлу Степановичу Овчинникову (1837 – 28. 02. 1881 г.г.) и Дорофею Петровичу Овчинникову (05.06.1869 – 20.04.1954 г.г.) – представителям знаменитого семейства Горноуральского села Южаково – горщикам.
Близлежащие от Режевского завода села: Корнилово, Кайгородское, Южаково, Сарапулка, Мурзинка с XVIII и особенно в XIX начале XX века прославились мастерами- горщиками и гранильщиками самоцветных камней. Волею судьбы, сказам Павла Петровича Бажова, отчетам и работам Российского минералога и геохимика Александра Евгеньевича Ферсмана и, несомненно, собственной даровитости на слуху у современников знаменитый род Зверевых из деревни Колташи Режевской волости: Данилы Кондратьевича и его внука Ивана Ивановича. Об этих замечательных людях написано немало художественных книг, и научных исследований. По словам Александра Евгеньевича Ферсмана, старому Екатеринбургу хорошо были знакомы фамилии горщиков: Южаков, Овчинников, Холкин, Зобнин, Орлов, Семенин.
Судя по надписям на надгробных памятниках и их формам, Овчинниковы были из старообрядцев, впрочем, как и Зверевы. В настоящее время история рода Овчинниковых освещена фрагментарно, и ждет своего исследователя. То немногое, что известно, можно уложить в несколько строк.
Основателем династии горщиков и знатоков самоцветов Овчинниковых был Самойло Овчинников, поднявший своё дело на знании и продаже самоцветных камней. После его кончины дело продолжила его вдова Ульяна Епифановна Самойлова. Об этой «непростой» женщине есть рассказ из дневников Гавриила Александровича Маркова работавшего горным инженером в Режевском заводе 1890 – 1891 годах: «Проезжать на Сорочку приходилось через ряд деревень и, между прочим, через деревню Мурзинку и Южакову, где издавна добывали драгоценные камни – бериллы и аметисты. Здесь я впервые познакомился с этим промыслом. Однажды вместе со мной в эти деревни приехал геолог Леонард Антонович Язевский. Мы остановились с ним на квартире у богатой старухи 0вчинниковой, торговавшей самоцветами. Когда мы расположились со своим багажом и я хотел закурить папироску, в комнату вошла Овчинникова. Увидя мою папироску, она заявила: «Нет уж, батюшка, такие эти глупости брось, у меня останавливался сам Победоносцев (Глава Синода), так я и ему запретила курить». Овчинникова была кержачка, Фпришлось подчиниться ей. У одного крестьянина в деревне Южаковой мы с Язевским нашли кристалл берилла длиной около 7 дюймов и диаметром больше дюйма. Язевский сторговался с крестьянином и купил зтот великолепный кристалл».
На новый европейский и мировой уровень вывел дело своих родителей основатель фирмы «OwtchinnikowProkop» Овчинников Прокопий Самойлович (1870- 1954 г.). Фирма включала в себя весь технологический цикл от забоя, обработки и продажи. Изделия фирмы Овчинниковых поставлялись ювелирным домам «Фаберже», и «Картье». Самоцветы, ограненные мастерами фирмы, выставлялись на выставках в Чикаго, Токио, Копенгаген, Париж, Стокгольм. Фирма Овчинниковых занималась не только коммерцией, но и популяризацией Уральских самоцветов.
Самое малое, что можно сделать для восстановления исторической справедливости, по отношению к знаменитой семье Уральских горщиков, знатоков самоцветов Овчинниковых, – это восстановить разрушенные вандалами надгробные памятники.