История закрытия Богоявленской церкви с. Черемисского
Режевского района Свердловской области.
Данный материал составлен по хранящимся документам в ГАСО г.Екатеринбурга и Архивного отдела г.Режа.
Благодаря воле Божьей и пониманию сотрудников архивных отделов Свердловской области, удалось прояснить исторический вопрос о бессердечном отношении группы лиц к служителям и сторонникам православного культа и их культуре, а так же их необдуманного решения, о сносе части Богоявленского храма и переделке его под колхозный дом культуры - КДК (ныне Д/К).
14 апреля 1923 года – составляется и подаётся заявление членов исполнительного органа и членов учредителей Богоявленского религиозного общества в с.Черемисском Екатеринбургской губернии и уезда в Отдел Управления Екатеринбургского Областного исполкома о регистрации Богоявленского религиозного общества согласно пункта 3-го инструкции о порядке регистрации религиозных обществ, отмеченной в №15 «Известий» Екатеринбургского Губисполкома за 1923 год.
Приложение: - устав; список членов организации и членов учредителей; список служителей религиозного культа; список лиц обоего пола, принадлежащих к православной религиозной организации (1052 человека)
***Возможно, документы направлены в Екатеринбургское духовное правление, Екатеринбургской духовной консистории для передачи в Облисполком с ходатайством на регистрацию. В связи с противостоянием церкви и новой власти документы пролежали в Екатеринбургском духовном правлении до момента принятия решения властей о закрытии религиозных заведений, которое активно началось в 1927 году.
17 сентября 1926 г. – ВЦИК. г.Москва - г.Свердловск Президиум Уральского Облисполкома. Ликвидация молитвенных зданий в определённом месте независимо от того являются ли они достроенными или не достроенными, согласно циркуляра Президиума ВЦИК от 21 августа 1924 г. проводится через мотивированное постановление Президиума Губисполкома или Облисполкома. Зам. Секр-том Пред. ВЦИК /Котомкин/
январь 1927 г. - тов. Коровину В.С. Неизвестно откуда прибывший материал препровождаем Вам. (Коровин В.С – представитель РИКа г. Реж)
13 марта 1927 г. – согласно пункта 3 инструкции о порядке регистрации религиозных обществ Губисполкома за 1923 год, были составлены документы (договор, устав и списки по утверждённой форме) о заключении между Режевским Райисполкомом, в лице его полномочного представителя Черепанова Ивана Абросомича и православного религиозного общества, состоящее на Синодальной платформе, о бессрочном пользовании здания Черемисского храма. Данные документы направлены на регистрацию в Административный отдел Свердловского Окрисполкома. приложение: - устав от 13.03.27 г.; список членов учредителей; список служителей религиозного культа; список лиц обоего пола, принадлежащих к православной религиозной организации (2223 человека)
05 апреля 1927 г. – Реж РИК – г.Свердловск ОкрАдмотдел. Препровождаем материал о перерегистрации религиозных обществ, при чём по Черемисскому с/с и ………..нет акта. Весь недостающий материал будет направлен дополнительно.
06 мая 1927 г. – Реж. РИК – ОкрАдмотдел. Присём препровождаем в 2-х экземплярах устав на Черемисское религиозное общество на подпись.
10 мая 1927 г. – утверждён и зарегистрирован Административным отделом Свердловского Окрисполкома (ОКРИК) устав Богоявленского религиозного общества с передачей в бессрочное пользование Богоявленского храма с.Черемисского
- Устав Богоявленского общества зарегистрированный в Адмотделе Свердловского ОКРИКа под № 14 для вручения такового последнему.
13 мая 1927 г. – Начальнику Адмчасти Режевского РИКа. С возвращением устава на Черемисское религиозное общество Окружной Адмотдел предлагает подписать таковой учредителями не менее 50 человек, а также указать течение данного общества.
нач.Адмотдела ОКРИК (подписан устав и договор, по предложению ОкрАдмотдела учредителями религиозного общества с. Черемисского в количестве более 50 чел)
***После того, как православное религиозное общество получило в бессрочное пользование Богоявленский храм в с.Черемисском, началось активное гонение служителей культа и православных прихожан. Некоторые жители села, негативно относящиеся к православию и религии, во главе с председателем Черемисского с/совета Буториным Николаем Ефимовичем с сентября 1927 года начали активно собирать и передавать в Реж РИК данные о деятельности религиозного общества.
Не хочется верить, но анализируя происходящее, я предполагаю, что утверждённые и зарегистрированные Административным отделом Свердловского Окрисполкома документы, небыли вручены православному обществу, а скрыты в корыстных целях.
15 сентября 1927 г. – «Секретно».Реж. Райисполкому Адм.части от Черемисского с/совета. Направляем доп. соглашение религиозного общества с.Черемисского.
Пред. с/совета: Н.Е.Буторин, делопроизводитель: Е.Половинкин
21 сентября 1927 г. – Реж. РИК Адм.част. Отправляет доп. соглашение в дело общины. (по всей видимости Реж.РИК не желает противоречить Адмотделе Свердловского ОКРИКа)
Пред. с/совета: Н.Е.Буторин, делопроизводитель: Е.Половинкин
30 сентября 1927 г. - Реж. Райисполкому Адм.части от Черемисского с/совета. Препровождают списки на служителей религиозного культа с.Черемисского.
Пред. с/совета: Н.Е.Буторин, делопроизводитель: Е.Половинкин
08 декабря 1927 г. – Реж РИКу от Черемисского с/совета. Препровождаем акты по обследованию часовен находящихся на территории Черемисского с/совета.
Пред. с/совета: К.М.Абашумов,(Абакумов) делопроизводитель: Е.Половинкин - акты от 07декабря 1927 г. по обследованию 2-х часовен находящихся в с.Черемисском. Представитель с/совета И.Черепанов
07 мая 1928 г. – Реж РИКу от Черемисского с/совета. Препровождаем акт по обследованию религиозного культового имущества.
Пред. с/совета: Е.Вирухин, делопроизводитель: Е.Половинкин
- акт по обследованию религиозного культового имущества, от 23 апреля 1928 г. уполномоченный с/совета Буторин Н.Е.
***Или по устному распоряжению высших органов власти, или по ненависти отдельно взятых граждан и руководителей Черемисского с/совета, но к 1929 году деятельность законно-разрешенного православного религиозного общества была разрушена и не имела такого влияния как в 1927 году. Меры, проводимые Советской властью по закрытию церквей, против зажиточных кулацких частников и активных православных христиан (служителей православного культа), ведущих по их словам контрреволюционную пропаганду среди колхозников, сделали своё дело и большая часть крестьян начала принимать сторону действующей власти. Чувство страха за свою жизнь и жизнь детей позволило скрывать любую привязанность к православной религии, хотя в каждом доме оставались и находились православные иконы, а так же сохранялись обычаи православной жизни, которые дошли и до нашего времени.
Дальнейшая судьба Богоявленской церкви отражена в протоколах заседаний президиумов, пленумов и общих собраний граждан с. Черемисского, которая стала отражаться с 1928 года.
18 января 1929 г. – Административный округ Облисполкома.
Циркуляр № 0031
Всем окружным Адмотделам Уральской области
Копия: Окружной исполнительный комитет (ОКРИК)
«О порядке наблюдения с/советами за сохранностью культовых зданий и культового имущества»
…….на сельские советы возложено наблюдение за сохранностью культового имущества.
Это мероприятие вызвано тем, что Адмотделы РИК, заключившие с организациями верующих договоры на бесплатное пользование культовыми зданиями и имуществом, фактически не в состоянии вести непосредственное наблюдение за сохранностью вышеуказанного имущества.
С возложением этих обязанностей на с/советы, настоящая задача разрешается полностью.Обл.Адм.Отдел обращает внимание Начальников Окр.Адм.Отделов на то обстоятельство, что наблюдение за сохранностью имущества культов составляет ОБЯЗАННОСТЬ Сельсоветов со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно:
1. Сельсовет наблюдает за состоянием зданий культа. Сюда относятся ……..;
2. Сельсовет наблюдает за сохранностью культового имущества, сданного верующим в бесплатное пользование. С этой целью с/советы обязаны………….;
Настоящий циркуляр разослать всем РИКам и сельсоветам Вашего округа для исполнения.
П.п. вр.Начальник Уральского Обл.Адм.Отдела /Корчев/
***Согласно этого Циркуляра, вся ответственность за сохранность культовых зданий и имущества возлагалась на с/советы, которые обязаны были наблюдать за своевременным выполнением ремонтов, согласно заключённых договоров с органами власти и следить за тем, что бы культовое имущество на расхищалось и не использовалось на какие либо другие нужды, ничего общего не имеющие с потребностями культа, а так же не оставалось без надлежащей охраны.
18 августа 1929 г. – Протокол общего собрания граждан с. Черемисского постановляет «……разбитое колоколо считать целесообразно снять и продать в счёт 3-го заем. индустриализации и облигации ….»
05 мая 1929 г. – Протокол № 2 Заседания Президиума Черемисского с/совета.
слушали: п.4 - О снятии колокола с церкви, в виду его непригодности.
постановили: с/совету договориться о разрешении снятия колокола и поручить подыскать спеца для снятия колокола….
***Большим значением послужило постановление о закрытие Богоявленского храма в Режевском заводе, (г.Реж) Режевской месности,