24 мая библиотекари приняли
участие в Областном мастер-классе из серии «Представляем лауреатов
Областной премии Министерства культуры Свердловской области в сфере библиотечного
обслуживания» за 2011 год в Детской
библиотекой №29 им. А.П. Гайдара МБУК
МОБ г. Екатеринбурга.
Библиотека им. А. Гайдара в
течение ряда лет являлась экспериментально-обучающей площадкой по
вопросам информационно-визуального ориентирования детей в библиотеке. Обеспечение
безопасного пребывания в интернет-пространстве детей и подростков, гармоничное
развитие поколения «клик» в цифровом поле – приоритет их работы.
Мастер – класс «3Dформат детской библиотеки» проводила заведующая детской
библиотекой им. А.П.Гайдара МБУК МОБ г. Екатеринбурга Светлана Николаевна
Данченко, лауреат областной библиотечной премии А.Н. Бычковой.
Для нас была подготовлена содержательная, интересная экскурсия по библиотеке «Детский мир в библиотеке», включающая знакомство с абонементом детской библиотеки «Сделай
выбор!» и читальным залом «Читай!
Созидай!»: организация пространства; расстановка фонда, ориентирование в
фонде; оформление и навигация по информационным ресурсам библиотеки.
Положительному восприятию образа
библиотеки уже в момент знакомства
способствовала «приглашающая»
информационная зона. Информационный
стенд «Знакомьтесь – библиотека» выполнен в едином стилевом решении.
Все материалы, представленные на нем, доступны и актуальны, т.е.
содержат только необходимые оперативные сведения, информация на данном стенде располагается
на трех уровнях, в том числе с учетом роста читателей разного
возраста.
В библиотеке Гайдара абонемент занимает
два зала. Литература в них представлена
в соответствии с типологией чтения: книги «для души» собраны
в «Зале эмоционального чтения», а литература в помощь школьной
программе — «Зале рационального чтения».
Зал
эмоционального чтения. На входе
в зал сразу привлекает
внимание информационный стенд, где
помещены новости о работе абонемента, объявления о проводящихся
акциях, условия конкурсов и викторин, другая интересная для читателей
информация. Например, библиотечная акция «МолодцЫ»,
в рамках которой они делятся достижениями читателей библиотеки.
Очень заинтересовал красиво оформленный фотоальбом
«Молодцы», где собраны
фотографии лучших читателей
и победителей различных
конкурсов.
Самый уютный и близкий к читателю уголок «принадлежит» малышам. Напротив организован уголок для родителей
«Мы и наши дети» — литература по воспитанию и развитию
личности ребёнка, книги для совместного семейного чтения.
Следующий уровень — книги для ребят 7 — 10 лет
под общим названием «Книги для
взрослых младшего возраста».
Ещё одна зона в этом зале
предназначена для подростков — «госТИНая
для ТИНэджеров» —
место, где тинэйджеры могут чувствовать себя комфортно и свободно.
Зал рационального чтения.
В этом зале отобраны издания, направленные на удовлетворение
информационных потребностей школьника. В центре зала создана удобная
рабочая зона для просмотра познавательной литературы и периодики, для
более обдуманного выбора литературы. Здесь же можно познакомиться
с полезной информацией.
Пространство
читального зала разделено
на 5 зон в соответствии с функциональной нагрузкой: зона
командного чтения, зона информационной службы библиотеки, зона академического
чтения, зона комфортного чтения, выставочная зона.
Зоны командного чтения
и информационной службы находятся у самого входа в зал,
и представляют собой «учебный» комплекс. Здесь дети самостоятельно или
с помощью библиотекаря находят необходимую для подготовки домашнего
задания, доклада или реферата литературу.
Зона академического чтения —
территория поддержки образования. В этой зоне проводятся занятия
по следующим программам: «Детское чтение для сердца и разума»
(программа литературного развития учащихся начальных классов); «Основы
информационной культуры» (программа воспитания информационной культуры
ребенка).
Зона комфортного чтения расположена в глубине зала и представляет собой
уютный уголок, оформленный в стиле детской комнаты. Зону комфортного
чтения данного читального зала можно также назвать творческой площадкой для
юных читателей. Здесь ребята знакомятся с произведениями ровесников
и представляют свои стихи, сказки, иллюстрации к книгам и даже
книжки-самоделки.
Сотрудники
библиотеки им. А.П. Гайдара считают. Как бы не было мало или велико
пространство детской библиотеки, оно все должно быть посвящено ребенку — его
интересам, его заботам. Если малышу уютно в библиотеке, он придет сюда не раз,
он будет читать!
Вторая тема нашей встречи названа «Библиотека 3D»:
«Dетский досуг»: Организация и проведение массовых
мероприятий: конкурсов, очных и заочных литературных игр, праздничных программ,
каникулярных праздников. Сотрудничество
с социальными партнерами. Проведение выездных мероприятий.
«Dетское образование»: Сотрудничество с
образовательными учреждениями района, социальное партнерство, совместные мероприятия,
работа в рамках авторских образовательных программ:
Программа «Детское чтение для сердца и разума»;
Программа «Информкультура»;
Программа «Нравственное воспитание и книга».
«Dети и компьютер»: Электронная
развивающая среда библиотеки. Особенности поиска информации для младших
школьников. Индивидуальная работа и
разработка цикла занятий по работе с электронными каталогами и
картотеками, электронными энциклопедиями и словарями, знакомство с Интернетом и
его возможностями.
На семинаре поднимались вопросы о безопасности Интернета.
Сотрудник читального зала познакомила нас с программой «Безопасная
развивающая электронная среда для детей» - содержание занятий и формы работы. Это программа разработана С.Н. Данченко и адресована
детям 10-12 лет, их родителям и педагогам.
Главная цель – раскрыть возможности Интернета для детей и
обратить внимание на то, что посещая
Всемирную Сеть, они могут
столкнуться там один на один с различными опасностями.
Это тема особенно
заинтересовала меня!
Программа включает в себя также создание тематического
иллюстрированного каталога в электронном формате, создание интернет-меню,
продвижение лучших познавательных и развлекательных сайтов для детей,
каталогами детских ресурсов, детскими Социальными сетями.
Похвально, что сотрудники библиотеки, включая и
библиотекарей абонемента, опираясь на опыт других библиотек, занимаются созданием своих электронных продуктов: игры,
викторины, популярных среди их читателей, рекомендательные указатели,
электронные книжные выставки и др.
При дальнейшей реализации
проекта «Интернешка», по формирование компьютерной грамотности и
безопасности в сети Интернет, в рамках программы «Учимся легче и лучше» будет использован
опыт работы этой библиотеки.
Особо хотелось бы
отметить гостеприимство и доброжелательность всех сотрудников библиотеки, начиная с гардероба!