Старообрядческое кладбище в Режевском лесу
Конкурс "Неизвестный Урал - 2014".
Автор конкурсной работы: Дементьева Анастасия Тимофеевна, Централизованная библиотечная система г. Реж.
На окраине города Реж, что в 80 километрах от Екатеринбурга, можно увидеть несколько надгробий в обычном лесу. Они находятся на самой границе суши и водоема, а некоторые из них и вовсе уходят под воду. Сколько еще их под гладью воды – сказать сложно. Мало кто знает, что погост этот старообрядческий – здесь покоятся те, кто основывал город, а ныне незаслуженно забыт…
Немало есть исторических фактов и легенд о первых «режевских пилигримах» - старообрядцах, поселившихся на берегах реки Реж. Одна из историй гласит: «Первое поселение старообрядцев появилось на территории современного Режа в первой половине XVIII века в районе Кочневского лога и носило название Реж, еще в ХХ веке можно было встретить иконы, с обратной стороны которых надпись «Реж» соседствует с датами середины XVII века». При строительстве Режевского чугуноплавительного и железоделательного завода Саввой Яковлевым, ставшим к тому времени хозяином Невьянского завода, часть квалифицированных мастеровых, в том числе и из старообрядцев, были «переброшены» в 1772 – 1774 годах для строительства и технологических работ Режевского завода. Не исключено, что к тому времени в окрестностях строящегося завода уже проживали семьи староверов, иммигрировавшие из поселений с берегов реки Керженец. Селились они в лесистой местности, в живописных местах. Сейчас нет и малых примет того, что место некогда было обжито старообрядцами. Вот в этих – то дивных местах, на крутом яру в светлом сосновом бору старообрядцы и выбрали место для своего кладбища.
Старообрядцы строго соблюдали все каноны при погребении усопших. Естественным был выбор и обустройство своего, отдельного городского кладбища по вероисповедальному признаку. В основном хоронили часовенных старообрядцев. Нашли тут свое упокоение элита Режевского завода и простые жители, в их числе управленцы завода, подрядчики, купцы, мастеровые высокого класса и их семьи. Намогильные памятники были истинными произведениями искусства.
В конце двадцатых годов прошлого века представителями страны Советов в Реже была проведена операция по регистрации старообрядческих общин. В ее результате коммунисты получили в свои руки списки старообрядцев. Через некоторое время религиозная деятельность общин стала официально запрещена, а имущество конфисковали. Часть людей просто исчезла, часть запугали настолько , что они попрятались, боясь обозначить свою религиозную принадлежность. На территории старообрядческого кладбища построили вышку с аэростатом, сделав из этой территории полувоенный закрытый объект. Сорванные надгробия использовали для фундаментов зданий, часть надгробий просто разбили и сбросили в городской пруд. Ограду кладбища разворовали. Так началось медленное и неумолимое стирание этого кладбища с лица земли и из памяти людей.
Старообрядческое кладбище в Реже – это своего рода символ истинной веры и морали. На некоторых сохранившихся могилах кладбища положены цветы.
В нашем городе есть человек, который пришел к старообрядчеству как к единственно возможной для себя вере – Панов Сергей Борисович. Сергей Борисович часто публикуется в местных газетах. Направление статей и исследований – старообрядчество на Урале. Член Режевского историко – родословного общества. С его помощью и стараниями режевляне поставили перед собой цель напомнить землякам об истории местности своего города. Собравшись вместе, жители города очистили территорию старого погоста и почистили водоём. Именно тогда оказалось, что безмолвная история сохранила данные о кладбище: когда пруд был частично осушен, взору горожан предстали несколько надгробий – утопленных, но не утонувших. Их подняли со дна и установили в память о старообрядцах на месте кладбища вместе с поклонным крестом.
|