«Я в детстве думал: вырасту большим –
и страх и боль развеются как дым.
И я увижу важные причины,
когда он станет тоньше паутины.
Я в детстве думал: вырастет со мной
и поумнеет мир мой дорогой.
И ангелы, рассевшись полукругом,
поговорят со мною и друг с другом.
Сто лет прошло. И я смотрю в окно.
Там нищий пьёт осеннее вино,
что отливает безобразным блеском.
…А говорить мне не о чем и не с кем».
1996.
На рубеже двух столетий в русской литературе появился поэт, поразивший необыкновенной музыкальностью стиха и удивительным сочетанием богатой внутренней культуры с естественным языком среды, от имени которой высказывалась его муза, – екатеринбургской окраины. К сожалению, ранняя смерть гениальных русских поэтов (Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Николай Гумилев, Велимир Хлебников, Сергей Есенин, Александр Блок, Николай Рубцов… и др.) давно уже стала печальной тенденцией. В свои неполные двадцать семь добавил скорбный список и Борис Борисович Рыжий (1974-2001). Закономерно, после трагической гибели неординарных, талантливых людей, к ним тотчас приходит официальное признание и слава. Произведения «уральского самородка» читают, цитируют, разбирают на афоризмы, как в родном Отечестве, так и за рубежом. На его стихотворения пишут музыку, о нем снимают фильмы, ставят спектакли.
В серии «Жизнь замечательных людей» издана книга Ильи Фаликова «Борис Рыжий. Дивий Камень», в которой автор отступает от традиционного описания биографии, а ведет диалог с Борисом и путем воспоминаний, исторических экскурсов, бесед с родными и близкими поэта, предлагает личный взгляд на яркое дарование, присущее «последнему советскому поэту» и «первому поэту поколения». |