В эпоху информационного
взрыва для становления личности и самореализации выпускников школы необходимо
умение ориентироваться в океане информации. Специфика изучения какого-либо
предмета заключается в том, что необходимым условием для получения географических
знаний является умение пользоваться различными источниками информации:
текстовыми, статистическими, наглядными и др.
Если в младших классах стояла
задача научить учиться, то в старших классах задача усложняется, т. к.
необходимо учиться самостоятельно:
- учиться планировать свою деятельность;
- рационально использовать свое и чужое время;
- работать со справочной, дополнительной литературой;
- писать конспекты, тезисы, рефераты.
Как реально оценить свои
возможности, научиться выделять учебную задачу, составлять планы при подготовке
к зачетам и экзаменам?
Учащемуся необходимо давать дифференцированные
задания, развивать творческое мышление, формировать практические умения и
навыки, помогать закрепить знания учащихся по каждому разделу школьной
программы, способствовать развитию навыков самоорганизации учащихся.
Изменив свое отношение к
своему труду - учению, учащиеся получают возможность быть гармонично развитыми
здоровыми молодыми людьми с прочными знаниями и высоким интеллектом, а,
следовательно, наша страна будет великой как по площади, так и по возможностям.
Чему учиться в первую очередь?
Прежде всего, умению выделять
учебную задачу: ясно представить себе, какова цель каждого задания, которое
пока не умеете делать. Нельзя подменять учебную задачу выполнением домашнего
задания.
Как этому научиться?
Отличайте учебную задачу от
конкретного задания.
Выделяйте в материале предмет
усвоения. Чувство понятности, возникшее при чтении, еще не свидетельствует об
усвоении.
Умение выделять учебную
задачу относится к умению умственной деятельности наряду с правильно
организованным восприятием (умением не отвлекаться), памятью, творческим
мышлением (проблемным видением, умением выдвинуть гипотезу, предвидеть развитие
явлений и др.), логическим мышлением (владением приемами анализа и синтеза,
сравнения, доказательства, абстрагирования и др.); общей и специальной
эрудицией.
Умейте приобретать знания!
С чего начать?
Порядок на рабочем столе
Необходимость подготовки
рабочего места на производстве - разложить инструменты, принести материалы,
удобно их расположить - признается всеми. Но ведь учебный труд более важен!
Расположение предметов на письменном столе, где вы готовите домашнее задание,
должно быть постоянным.
Как расположить?
Перед собой - тетрадь и
книгу;
справа - письменные
принадлежности (ручки, карандаши, бумага для выписок, линейка);
слева - дополнительную
литературу;
прямо, корешком к вам -
справочную литературу.
Как начинать?
Помните, чем дольше вы
оттягиваете начало подготовки домашнего задания, тем больше усилий вам
потребуется, для того чтобы заставить себя приступить к этому. Психологам
хорошо известно, когда человек выполняет работу, которая ему не интересна,
вначале он работает с трудом, принуждая себя. По мере втягивания в работу, он
затрачивает все меньше и меньше волевых усилий. Зачастую появляется интерес к
выполняемой работе или результату. Дело идет быстрее и эффективнее. Таким
образом, человек оттягивающий начало работы, удлиняет её первый тяжелый этап.
Чем длиннее первый этап, тем неприятнее воспоминания о работе.
Планирование времени
Начните с планирования на
один рабочий день - с вечера распределяйте работу на завтра. В конце дня
подводите итог работы за день. Попробуйте составить план работы на неделю с
учетом своих возможностей и внешних обстоятельств, с учетом недельного
расписания занятий или лекций. Бывают задания, которые учитель дает на
длительное время (например, домашнее сочинение). Используйте более свободные по
загруженности дни для подготовки большого по объему материала.
Выполняйте план,
придерживаясь двух правил:
садиться за уроки именно в
запланированное время;
в процессе работы не выходить
за рамки отведенного на каждый из предметов времени.
Целесообразность занятий с одноклассниками
Слабому ученику полезно
заниматься вместе с сильными, освоить приемы работы и привычки. И сильному
полезно.
Во-первых, обучая, учимся
сами; во-вторых, сразу станут видны пробелы в знаниях.
Но не годится обращаться к
сильным ученикам по поводу и без повода. Не стоит обращаться за помощью, пока
не убедитесь совершенно твердо, что встреченные трудности сами не преодолеете.
Бывает и так: сильные не столько помогают, сколько демонстрируют свои знания,
свое превосходство.
Объяснять материал должен
тот, кто хуже его знает, а знающий должен внимательно следить за изложением,
чтобы дополнить и уточнить его.
Мы усваиваем:
10 % прочитанного; 20 % услышанного; 50
% одновременно увиденного и услышанного; 70 % того, что обсуждаем с другими; 80
% того, что познали на 95 % того, что преподаем другим!
Как работать с первоисточником
В. Леви, психолог:
Обрати внимание на время,
историю и цель создания произведения.
Прочитай текст произведения
или его отрывки.
Подчеркни непонятные слова.
Разбей текст на смысловые части.
Выдели основные положения.
Сделай в тексте отметки, постарайтесь найти основные идеи, которые будут
ответами на вопросы.
Сделай выводы. Запиши в
тетрадь необходимые положения.
Помним правило 6 вопросов:
Вам предлагается один из
простых, но действенных методов, который поможет Вам усваивать основные идеи
различных текстов.
Чтобы освоить этот метод,
попробуйте ответить на шесть основных вопросов:
КТО? ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ? ГДЕ?
КАК?
Прочитывайте текст, держа в
уме эти ШЕСТЬ ВОПРОСОВ. Применяйте постоянно метод шести вопросов.
Литература
Белякова Л.Г. "Как научиться
учиться”. Издательство "Просторы”. Ангарск. 2003.
Мальцева С. "Детей надо загружать” (статья, газета "Пятница” № 49 от
10.12.04) |