Навигация

Библиотеки


Электронные услуги

###

МБА


    РКО

    Полезные ссылки

    Посещаемость

    Яндекс.Метрика Goon Каталог сайтов
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Литературный календарь

    10 августа исполняется 120 лет со дня рождения Михаила Зощенко.

    «В нём есть что-то от Чехова и Гоголя. У этого писателя большое будущее» (С. Есенин).

    "Смехотерапия"  Михаила  Зощенко.

    Книги о жизни и творчестве писателя.

    Облик Михаила Михайловича Зощенко предстаёт перед нами во всей сложности его индивидуальной судьбы. Круг лиц, знавших Зощенко был велик и разнообразен. Художники, писатели, издатели  в своих воспоминаниях и исследованиях творчества отразили своеобразие личности Зощенко, его литературные и общественные устремления.

    Из воспоминаний В. Зощенко: "В записной тетради 1917-1920-х годов он пишет: "Нужно придумать цель в жизни. Придумать идею. Или иметь в своей душе".
          И дальше:
          "Цель жизни - найти призвание". Его заветной целью, его идеей, его "призванием" стала литература.
          В декабре восемнадцатого года он зашел ко мне, приехав на несколько дней с фронта, из Красной Армии. В коротенькой куртке, переделанной им самим из офицерской шинели, в валенках...
          Я сидела перед топящейся печкой - в крошечной моей "гостиной" на Зеленой улице, дом 9.
          Он стоял, прислонившись к печке.
          Я спросила его:
          - Что же для вас самое главное в жизни?
          И была уверена, что услышу: "Конечно же, вы!"
          Но он сказал очень серьезно и убежденно:
          - Конечно же, моя литература...
          И это была правда. Правда всей его жизни, потому что не было у него ничего "главнее" его литературы, которой он отдал всего себя без остатка.

    Зощенко В. Так начинал М. Зощенко // Вспоминая Михаила Зощенко. - Ленинград, 1990. - С. 5.

    Читаем рассказы Михаила Зощенко.

    АРИСТОКРАТКА

    Григорий Иванович шумно вздохнул, вытер подбородок рукавом и начал рассказывать:
    — Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
    А в своё время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то всё и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всём объёме.
    А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золочёный.
    — Откуда,— говорю,— ты, гражданка? Из какого номера?
    — Я,— говорит,— из седьмого.
    — Пожалуйста,— говорю,— живите.
    И сразу как-то она мне ужасно понравилась. Зачастил я к ней. В седьмой номер. Бывало, приду, как лицо официальное. Дескать, как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной? Действует?
    — Да,— отвечает,— действует.
    И сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижёт. И зуб во рте блестит. Походил я к ней месяц — привыкла. Стала подробней отвечать. Дескать, действует водопровод, спасибо вам, Григорий Иванович.
    Дальше — больше, стали мы с ней по улицам гулять. Выйдем на улицу, а она велит себя под руку принять. Приму её под руку и волочусь, что щука. И чего сказать — не знаю, и перед народом совестно.
    Ну, а раз она мне и говорит:
    — Что вы,— говорит,— меня всё по улицам водите? Аж голова закрутилась. Вы бы,— говорит,— как кавалер и у власти, сводили бы меня, например, в театр.
    — Можно,— говорю.
    И как раз на другой день прислала комячейка билеты в оперу. Один билет я получил, а другой мне Васька-слесарь пожертвовал.
    На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой — внизу сидеть, а который Васькин — аж на самой галерке.
    Вот мы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет, я — на Васькин. Сижу на верхотурье и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то её вижу. Хотя плохо. Поскучал я, поскучал, вниз сошёл. Гляжу — антракт. А она в антракте ходит.
    — Здравствуйте,— говорю.
    — Здравствуйте.
    — Интересно,— говорю,— действует ли тут водопровод?
    — Не знаю,— говорит.
    И сама в буфет. Я за ней. Ходит она по буфету и на стойку смотрит. А на стойке блюдо. На блюде пирожные.
    А я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг её и предлагаю:
    — Ежели,— говорю,— вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.
    — Мерси,— говорит.
    И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом, и жрёт.
    А денег у меня — кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег — с гулькин нос.
    Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.
    Я хожу вокруг неё, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.
    Я говорю:
    — Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.
    А она говорит:
    — Нет.
    И берёт третье.
    Я говорю:
    — Натощак — не много ли? Может вытошнить.
    А она:
    — Нет,— говорит,— мы привыкшие.
    И берёт четвёртое.
    Тут ударила мне кровь в голову.
    — Ложи,— говорю,— взад!
    А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.
    А мне будто попала вожжа под хвост. Всё равно, думаю, теперь с ней не гулять.
    — Ложи,— говорю,— к чёртовой матери!
    Положила она назад. А я говорю хозяину:
    — Сколько с нас за скушанные три пирожные?
    А хозяин держится индифферентно — ваньку валяет.
    — С вас,— говорит,— за скушанные четыре штуки столько-то.
    — Как,— говорю,— за четыре?! Когда четвёртое в блюде находится.
    — Нету,— отвечает,— хотя оно и в блюде находится, но надкус на ём сделан и пальцем смято.
    — Как,— говорю,— надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии.
    А хозяин держится индифферентно — перед рожей руками крутит.
    Ну, народ, конечно, собрался. Эксперты.
    Одни говорят — надкус сделан, другие — нету.
    А я вывернул карманы — всякое, конечно, барахло на пол вывалилось,— народ хохочет. А мне не смешно. Я деньги считаю.
    Сосчитал деньги — в обрез за четыре штуки. Зря, мать честная, спорил.
    Заплатил. Обращаюсь к даме:
    — Докушайте,— говорю,— гражданка. Заплачено.
    А дама не двигается. И конфузится докушивать.
    А тут какой-то дядя ввязался.
    — Давай,— говорит,— я докушаю.
    И докушал, сволочь. За мои-то деньги.
    Сели мы в театр. Досмотрели оперу. И домой.
    А у дома она мне и говорит своим буржуйским тоном:
    — Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег — не ездют с дамами.
    А я говорю:
    — Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение.
    Так мы с ней и разошлись.
    Не нравятся мне аристократки.

    1923

    Зощенко М. М. Рассказы / предисл. Томашевского Ю. В. Свердловск, 1988. - С. 19-22.

    Категория: Литературный календарь | Добавил: Informator (05-Авг-2015)
    Просмотров: 1010 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вход на сайт

     


    Время работы

    Летний график работы

    Понедельник 10:00 -18:00
    Вторник 10:00-18:00
    Среда 10:00-18:00
    Четверг 10:00-18:00
    Пятница - 10:00-18:00
    Воскресенье - 10:00-18:00

    Суббота, воскресенье  ВЫХОДНЫЕ ДНИ

    Библиотека работает без перерыва. Последний четверг месяца - санитарный день.



    Весь Урал
    ��� ��
    Наш опрос

    На какой реке в 1945 году встретились советские и американские солдаты?
    Всего ответов: 15

     

     


    Категории раздела
    $Категории$






    МБУ "ЦБС" г.Реж © 2025 Хостинг от uCoz