Вышел мартовский номер журнала «Урал».
В номере опубликованы стихи таких поэтов как: Феликс Чечик, Борис Кутенков, Мария Малиновская, Сергей Бирюков, Ольга Фадеева.
В повести Сергея Луцкого "По материнской линии" студенты-филологи собирают фольклор, некоторые из них бесследно исчезают. К детективному жанру, однако, повесть не сводится. Вспоминается и война, и коллективизация, и вообще свойства русского человека. Герои повести Ильи Огнева "Импровизация" - скрипачи, гитаристы, преподаватели и учащиеся консерватории и типа того. Казалось бы, публика интеллигентная, культурная, вежливая, от которой не надо ждать бурных страстей и резких движений. Автор доказывает, что это заблуждение. В номере можно прочесть окончание романа (по авторскому жанровому определению - белорусского романа) Вадима Месяца "Легион архангела Гройса". Пространственно-временная организация романа достаточно сложна (дело происходит вроде бы в Белоруссии в наше время, хотя далеко не всегда), а еще сложнее система персонажей. Они как будто и живые, но, с другой стороны, зачастую давно умерли, но при этом как бы вечно живые. Вот пример: по мнению одного из персонажей, люди, умершие в Великом княжестве Московском, начали воскресать в Великом княжестве Литовском. Что же касается сведений исторических, этнографических, охотничьих и прочих из жизни северо-западной ойкумены Европы, то их весьма довольно. Герой рассказа Станислава Колосова "О дне" приезжает в сельскую местность, где провел часть жизни, по отношению к которой теперь испытывает ностальгию. Местность почти обезлюдела, к тому же осень, дачники поразъехались, и герой героически пьянствует в одиночку, испытывая инсайты и иллюминации.
В "Детской" - цикл совсем коротких рассказов Станислава Востокова "Кум Королю". Героями большинства из них являются не люди, а звери, птицы, иногда даже неодушевленные предметы, а также просто природные явления. Упоминаются и инопланетяне, чисто гипотетически. Творится незнамо что: собака ест лед, старик скачет на лосе, кот вьет гнездо, синицы сажают подсолнухи, и много других удивительных событий, но не в какой-нибудь волшебной стране, а в подмосковной деревне в наши дни. И при этом - ни малейшего вымысла! Из рассказов Тамары Михеевой "Истории про Никиту" можно узнать о том, кто такой полынный слон, как просто увидеть дельфина или посчитать, сколько в тебе корейцев, но очень трудно определить пол собаки, можно понять, что такое полезный вкус, а также хорошо или плохо, если твоя мама - одновременно и книжкина.
В рубрике "Без вымысла" - "Моя малая родина" Алексея Корюкова. Речь идет о селе Быньги неподалеку от Невьянска, которое, хотя и село, но во многом и сейчас занимательнее иных уральских городов. Тем более Корюков пишет не про сейчас, а про прежде, что еще интереснее.
В краеведческом разделе номера - заметки о музыкальной торговле в старом Екатеринбурге Сергея Беляева "Где купить рояль". Оказывается, в начале ХХ века наш город был очень музыкальным. Как свидетельствует современник: "Смело можно сказать, что из пяти домов в одном непременно найдется рояль или фортепиано, в остальных "брякают" на гитаре, пиликают на скрипках, "выводят" на гармониках". По количеству музыкальных магазинов - целых пять! - Екатеринбург превосходил даже губернскую Пермь, не говоря уже о других уральских городах и деревнях.
Критика и библиография номера представлена, как обыкновенно, разными именами и мнениями. "Уязвленная справедливость" Галины Ванечковой - это главным образом об Ариадне Эфрон, с которой автор была знакома лично, но фигурируют также и Сергей Эфрон, и Марина Цветаева, и Борис Пастернак, и Николай Асеев, и Лаврентий Берия - одним словом, многие заменитости. В "Черной метке" Александр Кузьменков написал весьма критические "Записки сумасшедшего" о романе Владимира Шарова "Возвращение в Египет". Поскольку роман о потомках Гоголя, текст "Записок" Кузьменкова также чуть менее, чем полностью, принадлежит Гоголю. И вот вердикт: "...словесность такого свойства подобна малороссийским кожаным канчукам, которые и при малом даже количестве вещь отчаянно нестерпимая". В "Иностранном отделе" Сергей Сиротин рецензирует роман Ханса Хенни Янна "Свидетельство Густава Аниаса Хорна". Точнее, это не вполне самостоятельный роман, а первая часть второго тома трилогии писателя "Река без берегов". Объем трилогии огромен, и, по мнению критика, эта книга не для всех, она требует очень вдумчивого чтения, каковое, однако, необходимо для душевного и духовного роста.
В рубрике "Слово и культура" Юрий Казарин в эссе "Детские молитвы" рассказывает о своих детских молитвах, о деревенском труде, о рыбалке, о магических способах защиты от рыси, волка медведя и от инфернальных существ - голожопок, а также о поэзии Петра Чейгина и Ольги Седаковой.
В "Критике вне формата" Василий Ширяев помещает рецензию на фильм "Левиафан", которая называется "Похули Бога и умри-2", причем автор отмечает: "Вообще, я написал лучшую рецензию на "Левиафана" ещё за 4 года до того, как было снято само кино (...) Хотя что ж это я вру?.. Я синопсис написал ("Похули Бога и умри"), а Звяг снял по моей статье фильм..." |