Вышел четвёртый номер "Урала" за этот год. В журнале опубликованные стихи Петра Чейгина, Алисы Малицкой, Константина Кравцова, Михаила Окуня, Марии Кучумовой.
Прозаическая часть номера открывается рассказом Романа Сенчина "Морская соль". В далёком маленьком поселке в маленькой школе работает пожилая учительница русского языка и литературы - и рассказывает своим пятерым ученикам о литературе, конечно. "Бестиарий Галуса" Сергея Кулакова - это самый настоящий бестиарий, где в лучших традициях этого старинного жанра описаны различные бестии, то есть звери, а также птицы, рыбы, гады и некоторые минералы и окаменелости. Кроме описаний, бестиарий полон сведений практического характера: как самому вырастить василиска, как изумрудом лечить отравления, как при помощи обнаженной женской груди поймать единорога и другие полезные советы. Новый рассказ Майи Никулиной называется "Всё там есть" и там действительно всё есть: и горы, и море, и Бахчисарайский дворец, и крымчане, и отдыхающие, в числе которых даже сам Иван Бунин. Действие повести Елены Ленковской "По ту сторону покойника" происходит в Екатеринбурге девяностых. Её герои - начинающие художники, а точнее, подростки, увлекающиеся стрит-артом, стритартисты то есть. Один стритартист знакомится с еще одним художником, постарше, который тот ещё артист: то изображает человека-невидимку, то устраивает собственные прижизненные похороны.
В "Детской" повесть Веры Кудрявцевой "Хорока из первого "Г", в которой рассказывается о нешуточных заботах и судьбоносных событиях в жизни младших школьниц и школьников.
В рубрике "Без вымысла" - "Общежитие" Владимира Крюкова. Шестидесятые годы, учёба автора в Томском университете, собственно, общежитие, конфликты отдельных студентов с КГБ - одним словом, идёт повседневная, будничная жизнь.
Герои документальной повести Владимира Турунтаева "Кумир на все времена" - знаменитый полевод Терентий Мальцев, его сподвижник Михаил Ланг, а также и другие деятели рангом от председателя колхоза до генерального секретаря ЦК КПСС. Юрий Коньков выступает автором материала "Чужое письмо. Публицистическое поэма о глухих людях и глухой власти", из которого можно узнать, что отечественный язык жестов для глухонемых - это уголовный язык жестов, и его не понимают глухонемые других стран. Поднимаются и другие проблемы глухих людей и глухой власти.
Раздел критики открывается статьей Марка Амусина "Европейские сны о России. "Русский вопрос" Макса Фриша", в которой говорится о восприятии России не только Максом Фришем, но и европейскими интеллектуалами вообще. "Книжная полка" полным полна рецензиями на новые книги. А именно Андрей Рудалёв пишет о романе Виктора Ремизова "Воля вольная", Лариса Сонина - о сборнике стихов Александра Ерофеева "Межсезонье", а Юлия Подлубнова - о книге тоже стихов Геннадия Каневского "Подземный флот". В "Чёрной метке" Александр Кузьменков метит чёрным роман Анатолия Тосса "Давай займёмся любовью". Роман посвящён сексу в СССР. Понятно, что, поскольку по телевидению секса у нас не было, весь он проистекал в реале. Однако, по мнению Кузьменкова, автор романа изображает секс плохо, а советские реалии - и того хуже. Сергей Сиротин в "Иностранном отделе" рецензирует вышедшую в прошлом году автобиографию знаменитого китайского писателя Мо Яня "Перемены". Рецензия озаглавлена "Обычная жизнь" - по мнению автора, описанный жизненный путь вполне зауряден для китайского писателя его поколения: деревенское детство с мечтой стать водителем грузовика ГАЗ-51, служба в армии с целью закосить от крестьянской работы в поле, карьера политрука, впоследствии увлечение литературой, поступление в литературный институт, достижение известности. Все это, однако, не тянет на реконструкцию эпохи, и потому автор рекомендует книгу разве что особым почитателям творчества Мо Яня.
В рубрике "Слово и культура" - эссе Юрия Казарина "От Бога и до Бога (о стихах Александра Кабанова)". Кроме стихов Александра Кабанова, в тексте фигурируют грибы, ягоды, окуни и лещи, синички, воробьи и снегири, но главное, конечно, поэзия, поэзия и еще раз поэзия.
В "Критике вне формата" текст Василия Ширяева "Весенней депрессии". Трудно сказать в депрессии ли причина, но автор весьма категорично утверждает: "Книг ни читать, ни писать не нужно, потому что говорить людям нечего и не о чем..."
|